Хорошо подкованная лошадь — довольная лошадь. Как крепят подковы на копыта? Какие существуют поверья о найденной лошадиной подкове: народные приметы

Подковывание лошадей практикуется давным-давно, и первые примитивные подковы появились примерно в III — IV веке нашей эры. До этого копыта животных защищали приспособлениями из растительных волокон и кожаных ремней, что давало весьма сомнительный результат. С развитием коневодства ковочное дело приобрело широкое распространение, а мастера, которые этим занимались, пользовались заслуженным уважением. Сейчас существует много видов подков, и выбор зависит от сферы использования коней, породы, состояния копыт и других факторов. Но зачем подковывают лошадей, если в природе они прекрасно обходятся без этого?

Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.

Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Разновидности подков

Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.

Вид подков Характеристики

Используются для рабочих лошадей. Масса подков варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия комплектуются съемными шипами – летние имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, зимние острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и ручной выделки, изготавливаемые квалифицированными кузнецами

Используются для спортивных пород лошадей, участвующих в скачках, конкуре, многоборье. Материалом изготовления служит алюминий, пружинная сталь и некоторые другие сплавы, отличающиеся малым весом и прочностью. Для каждого вида соревнований применяются различные по форме и весу подковы. Например, для скачек это облегченные изделия весом не более 120 г, для многоборья – с утолщениями и бортиком на нижней плоскости, массой от 180 до 200 г

Изготавливаются из стали, пластика и алюминия, имеют различия в конструкции. Форму подковы подбирают индивидуально в зависимости от вида травмы и состояния копытного рога. Такие изделия способствуют заживлению копыт, уменьшают боль при ходьбе, выравнивают движение

Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика. Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты. Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они по карману.

Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.

Какие инструменты понадобятся

Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с двумя видами насечек;
  • обсечка;
  • ножик с загнутым концом (копытный);
  • молоток;
  • ключ.

Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

Как выполняется ковка

Частота ковки зависит от нагрузок, которым поддаются животные и скорости отрастания копытного рога. В среднем, эта процедура выполняется раз в месяц, хотя спортивным лошадям подковы менять приходится чаще. Животным, задействованным в барьерных и гладких скачках, в школах верховой езды, подковы ставят чаще всего только на передние конечности, для конкура и многоборья необходимо подковывать все четыре. Если лошадь содержится в домашней конюшне, на твердую дорогу выпускается редко, необходимости в подковах нет вообще.

Правильная ковка выполняется поэтапно:

  • удаляются изношенные подковы;
  • копыта очищаются от грязи и мусора;
  • снимаются мерки;
  • подгоняются и крепятся подковы.

Такая работа требует много терпения, находчивости и физической силы, ведь справиться с большим и подвижным животным совсем не просто. Иногда молодые и строптивые лошади не дают коваться, норовят ударить или укусить мастера. В этих случаях процесс растягивается: в первый день кузнец только приподнимает поочередно животному ноги и стучит по копытам молотком. На следующий день подковывают одну и две ноги, на третий день – остальные. За это время конь привыкает к мастеру и лучше переносит ковку. А теперь рассмотрим процесс выполнения подробнее.

Шаг 1. Поднимают ногу лошади и вычищают набившийся в подкову мусор крючком. Тщательно вычищать пока не нужно, главное – убрать по краям, чтобы удобно было подцепить подкову.

Шаг 2. Берут клещи, захватывают ими край старой подковы и резким движением отрывают вместе с гвоздями.

Шаг 3. Теперь хорошо вычищают все, что набилось в копыто, при помощи копытного ножа снимают отросший роговой слой по всей поверхности.

Шаг 4. Рашпилем обтачивают всю поверхность и особенно кромки копыта. Обработанный участок должен быть совершенно плоским, чтобы подкова легла ровно и плотно.

Шаг 5. Завершив с одним копытом, точно так же обрабатывают все остальные.

Шаг 6. К подготовленному копыту прикладывают новую подкову и снимают мерку, то есть, намечают, насколько изделие нужно подогнать. Подгонку выполняют молотком на металлической наковальне.

Шаг 7. Еще раз примеряют подкову, и если все нормально, начинают ее прибивать. Первый ухналь забивают в первое зацепное отверстие, второй – на противоположной стороне и в такой поочередности идут все остальные гвозди. Ухнали забивают строго перпендикулярно плоскости подковы, поэтому их острия вылезают наружу из копытного рога. Для животного это не создает никакого дискомфорта – в роговице нет нервных окончаний, а значит, и боли не возникает.

Шаг 8. Торчащие концы ухналей загибаются молотком к нижнему краю копыт, затем подгоняют вплотную зацеп. После этого подкова должна сидеть крепко на ноге и сдвигаться при надавливании.

Совет. Если есть смещения, придется все переделать заново, иначе во время ходьбы или бега подкова начнет болтаться и мешать животному.

Шаг 9. Для дальнейших действий потребуется металлическая подставка в виде толстой крепкой трубки высотой около полуметра. Для обработки передних копыт ее ставят перед лошадью, для задних – возле брюха. Ногу животного поднимают на подставку и обсечкой удаляют выступающие острия ухналей.

Шаг 10. Берут рашпиль и еще раз обтачивают копыто, сравнивая его кромки с подковой.

Если возникает необходимость в использовании шипов, а на новых подковах отверстия под шипы отсутствуют, их несложно изготовить самостоятельно. Для этого после примерки и подгонки подковы нужно просверлить четыре отверстия – по одному в передней части, перед зацепом, и по одному в области пятки (в конце гвоздевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шипов.

Просверлив отверстия, в них нарезают резьбу и вкручивают шипы. Прибивают точно так же, как и стандартные. Следует учесть, что изделия с шипами нужно крепить на все четыре конечности, в противном случае лошадь будет ощущать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.

Без специальных знаний и навыков не стоит и пытаться подковать лошадь самостоятельно. Неумелые действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, так что лучше не рисковать. Но тем, кто имеет опыт содержания лошадей, умеет правильно расчищать копыта, можно попробовать выполнить ковку под руководством профессионала.

Видео — Зачем подковывают лошадей

Что представляет собой процедура подковывания лошади, как, с какой периодичностью и кем она проводится – любителям этих животных знать полезно, а тем, кто занимается ими профессионально, – обязательно подавно.

Правильно выбираем подковы

Для того чтобы разобраться в назначении и видах подков, целесообразно обратиться, как ни странно, к обуви, которую носит человек. Она создана очень давно с целью защиты ног от негативных внешних факторов (климатических, биологических, антропогенных). Практическая функция тесно сопряжена с комфортом, поэтому обувь подбирается с пониманием того, где и когда ее нужно носить. Скажем, в походных условиях следует отдать предпочтение удобным, не стесняющим движение ботинкам, а высокий каблук будет неуместен, валенки на меху, легкие мокасины, сандалии надеваются сообразно погоде и сезону, при проблемах с опорно-двигательным аппаратом показана ортопедическая обувь и т.д.

По схожему принципу подбирается и подкова для лошадей. Она представляет собой металлическую пластину, «обуваемую» на копыто лошади, чтобы защитить его от повреждений и травм. Наличие оной принципиально важно, поскольку лошадь – животное тяжеловесное, проводит почти все время на ходу, а поверхность, по которой она ступает, может быть разной.

В зависимости от занятия, к которому привлечена лошадь, различают несколько видов подков. Так, есть подковы, подходящие к комплекции среднестатистической лошади и ее физической нагрузке, — стандартные. Они размерные (всего есть 13 размеров подков ) и могут оснащаться шипами (во избежание скольжения в осенне-зимний период). По форме различаются лишь тем, что для передних копыт подковы делаются более закругленными.

Если лошадь спортивная и часто задействована в скачках, то подковывают ее иначе. Это более трудоемкий процесс, чем создание стандартной подковы. Главным образом потому, что она делается вручную с учетом индивидуальных параметров каждой лошади. Идеальная подкова для скачек должна быть легкой (до 120 грамм), но прочной, поэтому ее изготавливают из специальной пружинной стали.

Конкур или выездка требуют тонких и идеально «сидящих» подков, то есть тех, которые не выходят за пределы копыта. Наконец, ортопедические подковы, как можно догадаться, предназначены для коррекции движений лошади, исправления дефектов копыт, профилактики заболеваний опорно-двигательной системы и отдыха. Эти подковы изготавливаются строго по замерам с учетом конкретной проблемы или задачи, а их «ношение» назначает врач-ветеринар.

Инструменты для ковки

Чтобы качественно подковать лошадь, необходимо пользоваться специальными инструментами. Среди них основными являются:

  • Ухналь.
  • Обсечка.
  • Копытный нож.
  • Рашпиль.
  • Ковочный молоток и др.

Сначала кузнец осматривает конечности, освобождает лошадь от старых подков, чистит ее копыта, подгоняет размер подков, а затем только крепит новые. Когда лошадь молодая или просто слишком активная, используется станок для ковки.


Подковывание таких лошадей обычно занимает больше времени: чтобы помочь лошади привыкнуть к манипуляции с конечностями, кузнец обычно «имитирует» ковку, просто постукивая по копытам. И только после того, как между лошадью и человеком установилось доверие, можно начинать подковывать сначала переднюю, потом заднюю пару конечностей.

Подковка лошади

Важно! Процесс подковки лошади – большой труд, требующий недюжинных усилий, мастерства и терпения. Дилетантский подход к этому делу может навредить и лошади, и неопытному кузнецу.

Несколько общих нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы процесс подковывания прошел гладко:

  • Создать комфорт: ковка должна происходить в сухом и чистом помещении.
  • Избегать опасностей: рядом с лошадью не должно быть еды и других животных; активных лошадей лучше сразу привязывать.
  • После окончания работы проверьте, равномерно ли лошадь перемещает конечности, не хромает ли и т.д.

Сама процедура подковывания лошади происходит в несколько этапов:

  • Снятие старой подковы: для этого кузнец зажимает конечность животного и с помощью щипцов снимает гвозди, захватив их за барашки.
  • Кусачками убирается ороговевший слой копыта, различные загрязнения снаружи.
  • Внутри навести косметический блеск можно с помощью копытного ножа. Здесь нужно действовать особенно осторожно, поскольку сама чистка копыта не приносит лошади боли и дискомфорта, при чистке внутренней части копыта можно задеть мягкие ткани;
  • Стенки копыт подравниваются секачом и шлифуются рашпилем.
  • Когда копыто готово, прикладываем к нему раскаленную подкову: на ней останутся отпечатки, по которым и делается дальнейшая примерка и подгонка подков к копыту.
  • Неровности, лишние части подковы убираются, после чего можно перейти к «переобуванию».
  • Подкова, под которой находится резиновая прослойка, прибивается гвоздями к роговому слою копыта.

С какой периодичностью нужно менять подковы? Частота «переобувания» определяется характером активности лошади и поверхности, по которой она перемещается, а также индивидуальной скоростью отрастания копытной стенки. В среднем подковы меняют раз в месяц-полтора. Слишком частая или, наоборот, редкая перековка приводит к губительным для здоровья лошади последствиям.

Когда начинать подковывать лошадь? Жеребят уже с 2-3-х месячного возраста уже можно подковывать. Однако первые пять лет жизни (именно в этот период лошадь набирает основную массу) нужно пристально следить за ростом и правильным развитием копыт, чтобы в будущем избежать серьезных патологий.

Следует помнить, что лошади нужно и время отдыха от подков – до 2-х месяцев в год. Соблюдая основные правила ковки можно застраховать лошадь, а вместе с ней наездников и других людей от различных опасностей, которые несут в себе проблемы в обращении с лошадью, неправильный подход к ней.

Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.

Подковывание лошадей стало практиковаться с третьего-четвёртого столетия нашей эры у тех народов, которые освоили добычу металла. До этого лошадиная «обувь» изготовлялась из кожи или тростников, но эти башмачки были недолговечными. Первые такие подковы стали применяться в Азии. Их сменила обувь для копыт, напоминающая сандалии из железа. Только в третьем веке изобрели новую форму изогнутых подков, которые почти не отличаются от современных. В России ковку лошадей стали практиковать после указа Петра Первого в 1715 году «Об обучении кузнечному делу в каждой губернии русских людей». Со временем наличие кованого коня говорило о статусе его владельца.

Подкова на лошади

Для чего нужны подковы

Сейчас всем известно, зачем подковывают лошадей. Конские копыта достаточно крепкие, чтобы передвигаться по целине, избегая острых камней, расщелин. Инстинктивно дикие лошадиные табуны умели выбирать себе удобные пути. В настоящее время лошади находятся подолгу в конюшнях, не имеют свободы движения. По этой причине роговой слой копыт размягчается и быстро стирается. Это приводит к трещинам и другим травмам, через которые попадают грязь и всякие микробы, начинается воспаление. Животное сначала хромает от боли, а потом вообще не хочет двигаться.

Во избежание появления воспаления на копытах, требуется подкова

Чтобы избежать этого, конские копыта нужно своевременно ковать. Зачем лошадям нужны подковы? Они помогают не скользить по мокрой земле, траве или во время гололёда. Защищая и корректируя травмированные или деформированные копыта, подковка лошадей облегчает им передвижение. В конном спорте подкованные скакуны легче преодолевают препятствия и выглядят изящнее и грациознее во время выездки. Для этого пользуются разными видами подков, в зависимости от предназначения. Для передних копыт изготовляются приспособления округлой формы, а для задних – слегка вытянутые. Это соответствует физиологическому строению конских конечностей.

Конструкция подковы

Простая подкова представляет собой металлическую выгнутую пластину с ветвями (частью подковы от зацепа до пятки). Их две: внутренняя и наружная. Верхняя, или внутренняя, поверхность пластины примыкает к копыту, а нижняя, наружная – соприкасается с землей при ходьбе. В передней части полотна находится зацеп или отворот, маленький выступ. На подкове есть дорожка для гвоздей, отверстия под шипы, которые помогают сцеплять подкову с грунтом, внутренний и наружный боковой край. Кстати, шипы необходимо прикрепить в период гололёда или во время скачек по мёрзлой земле. Одним словом, поверхность подковы делится на три основные части: зацепную, боковую и заднюю.

Конструкция подковы

Плоскость подковы, примыкающая к роговому покрытию (или рогу), условно делится на внешнюю и внутреннюю. Наружная поверхность имеет большую площадь и должна быть ровной и идеально подогнанной, так как является опорой для всего копыта. На нижней, тоже горизонтальной, но не сплошной поверхности находится гвоздевая дорожка. Шляпки гвоздей, утопая в ней после прибивания, не стираются. Отсутствует дорожка в области зацепа и пятки. Гвоздят подкову осторожно, чтобы не повредить ткань под роговицей. Используют 6, 8 и 12 гвоздей, подбирая под размер. Всего существует 13 размеров подков. В продаже они представлены парами для задних и передних конечностей.

Разновидности изделий

Подразделяются на три большие группы: стандартные, спортивные и ортопедические. Внутри каждой группы есть виды подков, которые предназначены для использования по назначению.

Стандартные простые подковы используются для рабочих лошадок. Их масса зависит от размера: колеблется от 200 до 700 граммов. Изготавливаются в комплекте со съёмными шипами. Зимние подковы имеют заострённую удлинённую форму, а летние, наоборот, округлые и невысокие. Изготавливаются они как на заводах, так и профессиональными кузнецами.

Разновидности изделий

Спортивными подковами пользуются для ковки скакунов, принимающих участие в различных конных состязаниях. Они могут быть алюминиевые, стальные, титановые, в зависимости от вида соревнований. Например, для скачек пользуются подковами, весящими не более 120 граммов, а для многоборцев используют изделия тяжелее, до 200 граммов, и массивнее, с утолщением и бортиками на подошве.

Ортопедические конструкции могут быть изготовлены из стали, алюминия или пластика, причем с учетом индивидуальных травм или состояния роговицы копыта. Служат изделия для реабилитации больного или травмированного животного.

Интересно! Новейшие современные подковы для скаковых лошадей значительно отличаются от их предшественников внешним видом (похожи на сандалии на ремешках и пружинных крепежах). Такие изделия не нужно приколачивать гвоздями, а необходимо прикреплять ремешками, это сокращает время для замены подков. Высокая цена не позволяет иметь каждому владельцу лошади такие конструкции. Но для них есть альтернатива: упрощенный вариант, изготовленный тоже из пластика и похожий на простые подковы. Их можно прибить маленькими гвоздиками или посадить на специальный клей.

Инструменты для ковки

Как правильно прибить подкову, знает настоящий профессиональный кузнец или коваль. Ему хорошо известны все инструменты, используемые в этом непростом процессе. Обычно применяется стандартный набор, состоящий из обсечки (крючка для ухода за копытами), клещей для снятия старых подков, секача или ножа для снятия старого слоя подошвы, молотка ковочного, рашпиля, пилки для копыт, гвоздей (ухналей), пассатижей для удаления гвоздей и, конечно, наковальни. Ухнали можно использовать только один раз, повторно использовать их нельзя. В наши дни немногие кузнецы смогут справиться с этой задачей. Нужно иметь определённые знания о том, как правильно подковать лошадь, как перед этим провести расчистку копыт лошади, как очистить подкову от ржавчины и много других секретов в обращении с этими животными.

Процесс выполнения ковки

Часто ли нужно подковывать лошадей? Всё зависит от физических нагрузок животного и скорости отрастания роговицы на копыте. Простым рабочим лошадкам ковка выполняется раз в 30 дней, скакунам-спортсменам – чаще.

Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно. Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется? Сначала надо снять старые подковы, затем хорошо расчистить подошву, удалив грязь. После этого снимаются мерки, после примерки можно прибивать подкову. Но это схема – общая картина. Если рассмотреть весь процесс, то его можно разбить на 10 этапов:

  • 1 этап. Чистить крючком края копыта от опилок, разного мусора, чтобы удобно было снять старую «обувь», несложно. Важно это сделать аккуратно.
  • 2 этап. Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями.
  • 3 этап. Нужно ещё раз провести тщательную чистку копыта, затем копытным ножом срезать с копытца отросшую роговицу.
  • 4 этап. Обточить пилкой для копыт его поверхность и края так, чтобы она стала гладкой и плоской. Почему? Потому что от этого зависит, как ровно будет прилегать подкова.
  • 5 этап. В такой же последовательности расчищать и обрабатывать остальные три конечности.
  • 6 этап. Снимаются мерки и подгоняются подковы.
  • 7 этап. Повторно примерить изделие и приколотить его к копыту. Это самый сложный и ответственный шаг. Маленькая неточность может привести к травме ноги. Если будут соблюдены все условия ковки, то животное не ощутит дискомфорта, ведь в роге отсутствуют нервные окончания. Гвозди забивать в нужной последовательности (1-ый – в первое зацепное отверстие, 2-ой – напротив, и так до конца) и строго под прямым углом к подкове.
  • 8 этап. Концы гвоздей молотком загнуть, приколотить к нижнему краю копыта и подогнать плотненько зацеп.
  • 9 этап. Удалить при помощи обсечки концы гвоздей. Для этого нужно ноги лошади поочерёдно поднимать на специальные железные подставки, которые ставятся перед ней и под её брюхом.
  • 10 этап. Заключительный. Повторно обточить рашпилем края подковы и копыта. В случае необходимости – закрепить шипы. Так как на новых подковах отверстия под них отсутствуют, можно своими руками просверлить так, чтобы они соответствовали диаметру шипа.

На этом процедура подковки завершена. Таким образом, при наличии определённого набора инструментов, навыка и любви к животным коваль может успешно подковать любого коня.

Интересно! Взрослые и дети знают, что в старину над входом в дом, над дверью, прибивалась на счастье подкова. Люди верили, что она приносит удачу и оберегает её владельца от несчастья и недугов. Не важно, куплена она была или найдена. Главное, чтобы подкова была хоженой, то есть снятой с лошадиного копыта.

В современном мире нечасто встретишь человека, увлечённого лошадьми. На такие вопросы, как «Больно ли лошади когда её подковывают?» и «Из чего делают подковы для лошадей?» вряд ли можно получить от простых обывателей правильный ответ.

Первые подобия подков для лошадей появились в III-IV вв. нашей эры. Ранее их роль играли приспособления на основе волокон растений и ремней из кожи, которые не могли обеспечить животному качественную защиту.

Распространение коневодства привело к развитию ковочного ремесла и высокой оценке мастеров, занимающихся изготовлением подков. Современные подковы подразделяются на множество видов, учитывающих породу, сферу назначения и состояние копыт. Но зачем лошадям подковы, если их дикие собратья в природе справляются без этих приспособлений?

Зачем подковывают лошадей?

На целине крепости копыт достаточно, чтобы ноги коня были защищены. В диких условиях лошади передвигаются без груза, выбирают более удобную дорогу, обходят препятствия и заостренные камни. Повышенная активность и жизнь на свободе стимулируют укрепление рогового покрытия на копытах.

Одомашненные лошади ограничены в передвижении, их физическая активность понижена, в результате чего плотность рогового слоя уменьшается, он быстрее стирается. Кони часто передвигаются по твердым и грубым поверхностям (брусчатка, асфальт), перенося на себе значительный вес. Роговая защита на копытах не успевает отрастать и компенсировать стирание.

Тонкий защитный слой уязвим для заостренных камней , в нем могут образовываться трещины, забивающиеся грязью и микробами. Ткани ноги воспаляются, животному становится больно передвигаться, появляется хромота. В запущенных случаях конь может полностью отказаться от передвижения.

Подковы выполняют функцию своеобразной обуви для скакуна , защищая его ноги от травм. Кованая лошадь может преодолевать большие расстояния по различным типам местности, не нанося вреда копытам. На обледеневшей дороге и мокрой траве подковы помогают животному избежать скольжения. Эти приспособления также помогают корректировать деформированные и травмированные копыта. Спортивные скакуны улучшают свой бег и легче проходят препятствия с правильно установленными подковами.

Что представляет собой подкова?

Современные виды подков различны по форме, толщине, материалу и назначению. Самые простые модели создаются из низкоуглеродной стали, поддаются корректировке в горячем и холодном состоянии. На переднюю пару конечностей устанавливаются округлые подковы, для задней подбираются более вытянутые модели, повторяющие природное строение копыт.

Обычная подкова - пластина выгнутой формы, снабженная отверстиями. Это приспособление состоит из следующих элементов:

Полотно состоит из трех частей - боковой, зацепной и задней. Прилегающая к рогу поверхность имеет внутреннюю и внешнюю зоны. На наружную часть опирается копыто, поэтому она должна быть максимально ровной и большей по площади. Неровные или криво расположенные ветви будут препятствовать плотному соединению полотна и копыта, что приведет к дисбалансу нагрузки и деформации рогового слоя.

Горизонтальная нижняя поверхность имеет гвоздевую дорожку (продольную выемку вблизи наружной кромки). Этот элемент позволяет углубить шляпки гвоздей и препятствует их быстрому стиранию. Вид и расположение гвоздевых отверстий очень важны для правильной ковки и безопасного передвижения животного. Гвозди, забитые в неправильно расположенные отверстия, могут повредить ткани ноги под роговицей. В соответствии с размером изделия отверстий может быть 6, 8 или 12. Они приближены к зацепу на передних подковах, а на задних смещены к пятке. Форма и величина отверстий должна соответствовать размеру гвоздевой шейки.

Средняя подкова имеет ширину в 22 мм и толщину в 8 мм. Размеры подков разделены на 13 рангов, определяющихся габаритами ветвей, расстоянием между пятками, шириной наиболее выпуклой части, толщиной и весом. Продаются такие приспособления парами.

Виды подков

Все многообразие подков объединяется в три вида - спортивные, стандартные и ортопедические. Каждая группа включает различные модификации, предназначенные для определенных целей.

Спортивный тип подков применяется для лошадей, принимающих участие в конкурсах, скачках и многоборье. Изготавливаются такие модели из пружинной стали, алюминия и сплавов, имеющих высокую прочность и малый вес. Вид соревнований определяет вес и форму подков, которые будут установлены на скакуна. В скачках обычно применяют модели весом до 120 г, а для многоборья подходят изделия с массой 180-200 г, бортиком и утолщениями в нижней части.

Стандартным типом подковываются рабочие лошади. Вес моделей составляет 200-720 г и зависит от размера. В комплекте идут съемные шипы - закругленные, небольшого размера для лета и длинные и острые для зимнего периода. Подковы могут изготавливаться в заводских условиях или коваться в частном порядке кузнецами.

Ортопедическая группа изготавливается из пластика, стали и алюминия, имеет различные конструкции. Форма изделия зависит от типа травмы и состояния копыта, поэтому каждый набор подков подбирается в индивидуальном порядке. Эти приспособления помогают облегчить боль при движении, ускорить заживление и выровнять ход.

Внешне ортопедические изделия похожи на сандалии с пружинными креплениями и ремешками, выполненными из пластика. Отсутствие гвоздей в креплении позволяет быстро и легко заменить защитные приспособления. Стоят такие модели довольно дорого и не каждый заводчик лошадей может себе их позволить. Более дешевые варианты, которые также создаются из пластика, крепятся при помощи небольших гвоздей или клея и имеют стандартный для подковы вид.

Ковка и замена

Для проведения подковки потребуются следующие инструменты:

  • крючок;
  • молоток ковочный;
  • ключ шиповой;
  • обсечка;
  • клещи копытные;
  • рашпиль копытный с насечками двух видов;
  • ножик копытный с загнутым концом;
  • лапа.

Гвозди для крепежа (ухнали) отличаются особой формой штифта и головки, подразделяются на шесть размерных категорий. Их длина составляет 45−70 мм. Ухнали одноразовые и непригодны для вторичного использования. Если животное слишком нервное или пугливое, то для ковки может понадобиться специальный станок.

Этапы процесса

Промежуток времени между ковками зависит от нагрузки коня и скорости естественного восстановления рогового слоя. Обычно такая процедура проводится каждый месяц, но спортивные скакуны подковываются чаще. Для учебной верховой езды, гладких и барьерных скачек будет достаточно передних подков. Животным, участвующим в конкурсах и многоборье, требуется полный комплект на четыре конечности. Если домашняя лошадь редко передвигается по твердой дороге, то ее можно содержать без подков.

Для правильной и качественной ковки требуется соблюдение следующих этапов:

  • снятие отслуживших подков;
  • очистка копыт от мусора и грязи;
  • проведение замеров;
  • подгонка и закрепление подков.

Для подковывания потребуется находчивость, запас терпения и хорошая физическая подготовка, чтобы удержать крупное и подвижное животное. Процесс ковки наиболее строптивых скакунов может растянуться на долгое время. Сначала нужно поочередно приподнять ноги коня и постучать молотком по копытам. На второй день можно подковать одну или две ноги, а на третий - закончить ковку оставшихся конечностей. Процесс ковки включает следующие шаги:

Отверстия под шипы можно просверлить самостоятельно на этапе подгонки, если они отсутствуют. Пара штук размещается рядом с зацепом, два других - у пятки. Размер отверстий подбирается под диаметр ножек шипов.

В готовых отверстиях нужно нарезать резьбу, а затем вкрутить шипы. Приспособления с шипами должны устанавливаться на все конечности, иначе конь будет испытывать дискомфорт и может получить травму при беге.

Для ковки нужны определенные навыки и знания, неумелая обработка и подгонка может навредить животному. Лучше доверить подковывание профессионалу или же работать под его руководством.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

И правда, зачем? Ведь проживая в условиях природы на вольных хлебах, лошади прекрасно обходятся без подков! Более того, они даже не предполагают об их существовании. Люди же о лошадиной обувке издавна были иного мнения...

Первыми стали обувать лошадей хитрые азиаты. Они сплетали для лошадей башмаки из лыка и обматывали его кожей. Ведь кочевой образ жизни требовал дальних переходов. А еще – надо было завоевывать мир. А на хромой лошадке далеко не уедешь, и мир не завоюешь. Конечно, такая обувка быстро изнашивалась, и надлежало придумать нечто более долговечное. И люди придумали: стали крепить кожаными ремнями к копытам лошадей металлические пластины. Было это еще во втором веке до Рождества Христова. И если теперь роговой слой копыт не стачивался, то кожаные ремни натирали лошади ноги.

Эта проблема была решена в первом веке до нашей эры то ли римлянами, то ли кельтами, - в это время появились уже настоящие подковы с отверстиями для гвоздей, и специальные гвозди для ковки. На таких лошадях уже можно было завоевывать мир и, при случае, быстро унести ноги и спасти себе жизнь.

Современный же вид подкова в виде железной пластины в форме неполного кольца приобрела в пятом веке уже нашей эры, и в Средние века широко распространилась по всему миру. Процесс изобретения подковы был завершен.

Зачем все это было нужно?

Ну, во-первых, дабы предохранить копыта лошади от повреждений. Это в вольных условиях лошадь бегает, где хочет, самостоятельно выбирая себе путь, грунт, обходя препятствия и камни, причем без седока на спине и без телеги или повозки за спиной. Лошадь же в услужении человеку, то есть в неволе, дорогу себе не выбирает и ступает туда, куда ее направляет человек. И сбив копыто, лошадь уже не может выполнять свои функции, навязанные ей людьми.

Подковы нужны, чтобы быстро передвигаться на дальние расстояния, ведь при таких условиях копыта стираются быстрее, чем растут.

А груз, который приходится везти лошади? Это же требует усилий. Дорога же бывает разной. И для того, чтобы роговой слой на копытах в процессе эксплуатации лошади не стачивался до мяса, после чего лошадь начинала хромать, не могла нести всадника или везти груженую повозку, и была придумана подкова.

А еще подкованное копыто меньше скользит.

Словом, от наличия на копыте подковы зависит и здоровье лошади, и ее быстрота, равно, как и работоспособность.

Подковы бывают разными. Это зависит от местности, в которой живут и работают лошади, и от времени года. Например, зимние подковы, как и шины у автомобиля, имеют шипы, дабы лошадь не скользила и, неровен час, не упала, поскользнувшись, вместе с всадником.

Делаются подковы из стали или алюминия (иногда из резины и пластика) и прибиваются к копыту специальными гвоздями. Это для лошади не столько больно, сколько неприятно. Но – что делать? – такова лошадиная судьба.

Словом, без подковы нынешней лошади – никуда. Особенно в городах с асфальтовым покрытием.

А еще подковы лошади нужны для того, чтобы их терять. И дарить нашедшему их счастье...