План индивидуальной коррекционно развивающей работы. «Развитие эмоционально - волевой сферы

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога – психолога с учащейся 2 класса

Краткие сведения: поступил во второй класс на основании решения ПМПК округа, отягощен, на диспансерном учете специалистов не состоит.

Проблемы: стойкие трудности формирования навыков счёта.

Результаты обследования: внимание рассеянное, память кратковременная.

Планируемые сроки реализации программы: сентябрь—январь с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут (40 занятий).

Дефектологическое представление на учащегося

Фамилия, имя, отчество:

МКОУ «Задоринская ООШ» - 2 кл

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (кон­тактность, проявления негативизма, реакции на неуспех, похвалу, наличие реакций): в контакт вступает легко, адек­ватно реагирует на предлагаемые задания.

Развитие общей и мелкой моторики: развита довольно хорошо.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъясне­ния, не понимает): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык счёта к моменту обследования не сформирован, самостоятельно решает только в пределах 20.

Обучаемость:

Восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляю­щая, обучающая помощь): нуждается в помощи направляющего и обучающего характера;

Способность переноса на аналогичные задания: перенос осу­ществляет частично, требуется дополнительное время на закрепле­ние навыка.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, нали­чие ориентировочного этапа, использование рациональных спо­собов действий, импульсивность/инертность действий, самокон­троль: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной дея­тельности, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, может организовать самостоятельную деятельность, но только в пределах учебного кабинета.

Темп работы (на учебном и не учебном материале): средний, в результате отвлекаемости.

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных заняти­ях): высокая, при этом интеллектуальную нагруз­ку выдерживает.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: со­ответствует нижней границе нормы.

Сформированность пространственно-временных представле­ний: сформированы недостаточно.

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости, зрительного восприятия, средний уровень развития слухомоторной координации.

Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.

Особенности памяти: сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.

Особенности мышления:

  • уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
  • словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.

Особенности конструктивной деятельности: не испытывает труд­ности при анализе и синтезе элементов узора, не ошибается в определе­нии правильного пространственного расположения частей, доста­точно хорошо руководствуется образцом.

Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низ­кая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.

Сформированность учебных навыков: затруднения в формирова­нии и закреплении учебных навыков осложняются семейной ситуацией социально-педагогической запущенности.

Математика:

  • сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован (в пределах 20)
  • вычислительный навык: навык сформирован на уровне низкой границы программных требований;
  • навык решения задач: испытывает трудности;

Характерные ошибки: понимает только прямой вопрос.
Русский язык:

Навык каллиграфического письма: сформирован (отвечает требованиям программы), путается в записи прописных букв;

  • навык письма под диктовку: не сформирован;
  • списывание текста: трудностей не испытывает.
  • выполнение грамматических заданий: выполняет устно некоторые задания;
  • характерные ошибки: трудности в употреблении парных согласных.
  • темп чтения: 56 слов в минуту;
  • способ чтения — по слогам, простые слова прочитывает целым словом.
  • понимание прочитанного - может кратко пересказать смысл текста.
  • навыки работы с текстом – хорошо находит ответы на вопросы в тексте.
  • характерные ошибки: постановка ударения в словах.
  • Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, спосо­бы учебной работы): мало сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, произвольность; учебные задачи прини­мает формально, не проявляет поисковой и познавательной активности.

Заключение: трудности формирования учебных на­выков, обусловленные снижением темпов развития познавательной деятель­ности, нарушением произвольного компонента деятельности.

Планируемые мероприятия специалиста: индивидуальные занятия с учителем в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.

Дата обследования 05.09.2013 год

Подпись специалиста:


Направления коррекционной работы

1. Сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
  • развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
  • развитие кинестетических основ движения;
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание кон­турных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображе­ний; вычленение зрительно воспринимаемого элемен­та цыфры в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; графические диктанты; перерисовывание фигур по точ­кам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимо­действия, моторного развития: «Колечко», «Кулак — ладонь — реб­ро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»;

2. Формирование пространственных представлений:

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов цыфр; пространственный праксис (наглядный и речевой вари­анты проб Хеда); определение правильно и неправильно написан­ных цыфр; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов:

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктан­ты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (цыфра)»; зри­тельные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвенье­вых инструкций; заучивание цыфр).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

  • развитие слухомоторной координации;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное вос­произведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выстукивание ритмической структуры по зрительному (графичес­ки представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образ­цов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений цыфр, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).

5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструк­ции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка рабо­ты: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я вы­полнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).

6. Развитие мыслительной деятельности.

Развитие операции классификации;

Развитие общей осведомлённости, быстроты реакции, внимания;

Развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, открывать в обычном предмете неожиданные возможности;

Формирование способности классифицировать явления по их признакам.

Средства: дидактические игры: «Помоги художнику», «Собери цветок», «На что похоже?», «Противоположности», «Исключи лишнее», «Способы применения предмета», «Поиск соединительных звеньев», «Поиск предметов по заданным признакам».


7. Формирование навыка письма.

Развитие навыка копирования;

Развитие навыка работы по за­данному образцу.

Средства: дидактические упражнения: «Срисуй по клеточкам», «Напиши так же», «Нарисуй столько же».


Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырех до шести направле­ний). Обязательными условиями при проведении занятий являют­ся: планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепен­ный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоя­тельной работе учащегося.


Разделы: Работа с дошкольниками

Психологическая характеристика ребенка

Мальчик требует к себе повышенного внимания, не адекватен. На контакт со взрослыми идет с неохотой. Предпочитает подвижные игры, иногда конфликтен. В группе предпочитает общаться с мальчиками. Начатое дело не всегда доводит до конца. На занятиях отвлекается, не может сосредоточиться долгое время. Его бывает трудно дисциплинировать. По результатам анкетирования в декабре 2007 года у ребенка имеется 12 симптомов гиперактивности, когда норма – не более 7.

Не всегда умеет управлять своим поведением.

Не может долго выполнять что-либо (особенно за столом), не усидчив, много бегает, постоянно вертится, очень говорлив, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то, часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых, часто не слышит, когда к нему обращаются, легко отвлекается, когда ему читают книгу, часто не доводит начатое дело до конца, избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение. Наблюдается у невропатолога. Диагноз – ЗПР, ЧБД синдром внимания и гипердинамии.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что с данным ребенком необходимо провести индивидуальные занятия по коррекции синдрома внимания и гипердинамии.

Занятия будут проводиться с декабря по февраль по одному занятию в неделю по 25 минут каждое, всего 10 занятий.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом воспитателей, родителей и на основании проведенного анкетирования.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

В основу данной Программы легло методическое пособие И. Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.

Данная Программа имеет цель: Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи :

  1. Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
  2. Способствовать развитию внимания и воображения;
  3. Формировать согласованность действий;
  4. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;
  5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.

Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться с декабря по февраль в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут каждое. Предназначена для ребенка 6 лет для развития внимания, контроля за импульсивностью и управления двигательной активностью.

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Игры на развитие внимания, воображения
  2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности
  3. Дыхательные упражнения
  4. Релаксационные методы
  5. Обсуждение различных чувств
  6. Рисование.

Структура занятия:

В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:

1. Для развития произвольности;

2. Для развития внимания и памяти;

3. Для развития моторики и координации движений;

4. Для преодоления застенчивости;

5. Для активизации подкорковых структур мозга;

6. На нормализацию мышечного тонуса.

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным анкетированием.

Тематический план занятий

№ занятия Задачи Кол-во часов Формы работы Методическое обеспечение
1 25 мин 1 Игра “Да” и “Нет” не говори.

2. Игра “Что исчезло?”.

3. “Бирюльки”.

4. Упражнение “Запомни и повтори движения”.

5. Дыхание с задержкой на вдохе.

6. Упражнение “Снеговик”.

10 игрушек, мелкие игрушки или спички
2 Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений. 25 мин Игра “Летает, не летает”.

Игра “Что изменилось?”.

“Хождение по линии”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Дерево”.

Игрушки, веревка длиной 3–4 м., мяч
3 Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин

“Внимание – рисуй”.

Пантомима “Петушки”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Пальчики”.

Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.
4 Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное движение”.

Игра “Слушай хлопки”.

Упражнение” Робот”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Пальчики”.

Игрушки: машина, пирамида, Буратино, зайчик, ежик.
5 Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное слово”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”.

Упражнение “Вкусная конфета”.

Упражнение на дыхание.

Игрушки: матрешка, треугольная призма, мишка, девочка – кукла, самолет, кубики – 2 шт.
6 Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Да” и “Нет” не говори.

Игра “Запомни и повтори движения”.

“Бирюльки”.

Упражнение “Незнайка”.

Дыхание с задержкой на вдохе.

Упражнение “Снеговик”.

Спички или мелкие игрушки
7 Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Летает, не летает”.

“Корректурная проба”.

Упражнение “Перекрестные хлопки”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Пальчики”.

Бланк-задание “Корректурная проба”, мяч
8 Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Съедобное, не съедобное”.

“Лабиринты”.

Упражнение “Хождение по линии”.

Упражнение “Запомни и повтори движения”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Лодочка”.

Мяч, бланки с лабиринтами 2 шт., веревка или шнур 3 – 4 метра.
9 Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное движение”.

Упражнение “Соедини по порядку”.

Упражнение” Робот”.

“Злой волк”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Дерево”.

Бланки с точками – 3–4 шт.
10 Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Раз-два-три-говори!”.

“Запомни и повтори движение”.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Незнайка”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Мольберт, мел, два кубика.

ЗАНЯТИЕ 1

1. “Да” и “нет” не говори”.

Психолог говорит:

Я задам тебе вопрос. Отвечая на него, ты не должен употреблять слова “да” и “нет”.

Психолог задает ребенку следующие вопросы:

Ты сейчас дома?

Тебе 6 лет?

Ты учишься в школе?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Кошки умеют лаять?

Яблоки растут на елке?

Сейчас ночь? И т. п.

2. “Что исчезло?”: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, “что исчезло”;

3. “Бирюльки”: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;

4. “Запомни и повтори движения”: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения.

5. Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.

6. “Снеговик”: ребенку предлагают представить себя только

что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды.

ЗАНЯТИЕ 2

1. “Летает - не летает”

Психолог называет разные предметы. Ребенок должен поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.

(Психолог, провоцируя ребенка, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова).

2. “Что изменилось?”: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.

3. “Хождение по линии”: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.

4. “Зайка испугался”: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.

5. Ребенок, сидя на полу “по-турецки” и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: “ Вниз”.

6. “Дерево”: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. “Семечко” прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.


План индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
с детьми, склонных к проявлению
агрессии в поведении
Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций.

Задачи:
1. Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
2. Развитие эмоциональной сферы.
3. Развитие произвольного поведения и самоконтроля.

Форма проведения: индивидуальная. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.
Дата/№ План работы Наблюдение за ребенком в процессе работы
1. - снижение психоэмоционального напряжения
- развитие произвольного внимания;

1. Упражнение
«Вдох - выдох»

2. Упражнение
Беседа на тему «Мое настроение». Проговорить с ребенком о его настроении в данный момент, о его переживаниях, чувствах.
3. Упражнение
«Тише - громче»
Ребенку показывается красный и синий шарики и говорится, что если красный шарик можно топать ногами, если синий, то нужно стоять спокойно.
Повторить несколько раз.
3. Упражнение
Снятие психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате, наблюдая за световыми эффектами. 2. - снижение психоэмоционального и мышечного напряжения,
- развитие внимания и произвольного поведения.
1. Упражнение
В сенсорной комнате под музыку «Шум дождя» ребенку предлагается поиграть с маракасом, имитирующий шум дождя.
2. Упражнение
Предложить ребенку нарисовать свое настроение.
Предложить ребенку рассказать почему у него такое настроение? И.д.
3. Упражнение
«Считаем до 10». Беседа о том, что не всегда можно решить конфликт кулаками, нужно все обдумать, а для начала можно про себя сосчитать до 10
4. Упражнение
«Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 3. - снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие внимательности, усидчивости;
- развитие эмоциональной сферы
1. Упражнение
Раскрашивание «Мандал»
2. Упражнение
Беседа о хорошем настроении.
- когда у меня хорошее настроение, то я…;
- когда у меня плохое настроение, то я …;
Подвести беседу к тому, что с хорошим настроением вся работа выполняется быстрее, очень много друзей появляется и т.д.
3 Упражнение
В сенсорной комнате наблюдение за звездным небом под спокойную музыку.
4. Упражнение
«Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 4. - снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие коммуникативных навыков;
1. Упражнение
Закрепление знаний о положительном поведении и настроении
Предложить ребенку нарисовать его настроение. Проговорить, какое настроение у него сейчас.
2. Упражнение
Расслабление под спокойную музыку и световые эффекты.
3. Упражнение
«Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 5. - снятие эмоционального напряжения,
- развитие наблюдательности, внимания, воображения
1. Упражнение
«Снежки». Ребенку проговаривается, что в моменты, когда тебе хочется позлиться, покричать, можно скомкать несколько листов бумаги и бросить их например в кузов машинки и мусорную корзинку, главное попасть в цель.
2. Упражнение
Беседа «Какой Я…» Проговорить с ребенком о его настроении, поведении, о друзьях, родителях
3. Расслабление в процессе наблюдения за световым эффектом «Водопад»
4. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 6. - развитие внимания
- развитие произвольного поведения и самоконтроля
- развитие мелкой моторики
- снижение психоэмоционального напряжения
1. Упражнение
«Рисуем 2 руками»
Предложить ребенку нарисовать дорожку на листе сначала правой, затем левой рукой.
2. Упражнение
«Зайчики». На звон бубенчика ребенок прыгает по ковру, на шум погремушки замирает. Повторить несколько раз
3. Упражнение
«На лесной полянке». В сенсорной комнате включены световые эффекты, предложить ребенку представит, что он лежит на лесной полянке, вокруг летают бабочки, недалеко шумит водопад и т.д.
4. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 7. - снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие воображения,
- развитие произвольного поведения и самоконтроля
1 Упражнение
«Выжимаем апельсин»
Предложить ребенку представить, что у него в руках сочный апельсин, нужно как можно сильнее сжать руку и выжить весь сок.
2. Упражнение
«Волшебные линии». Ребенок рисует в произвольном порядке линии, а затем ищет в них знакомые предметы, животных.
3 Упражнение
Беседа «Что хорошо, а что плохо»
- Помогать маме хорошо или плохо?
Ухаживать за домашними животными хорошо или плохо?
Валяться на улице в грязи хорошо или плохо? И т.д.
4. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 8. - развитие внимания
- развитие коммуникативных навыков

1. Упражнение
«Кричалки- шепталки-молчалки»
Когда педагог поднимает красный шарик - «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтый - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синий шарик -нужно замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».
2. Упражнение
Беседа на тему «Какой я, когда…». Беседа о настроении, поведении, дружбе. Подвести итог беседы словами, что нужно быть добрым, нужно дружить с детьми и не обижать их и т.д.
3 Упражнение
Расслабление под музыку «Шум моря» и пузырьковую колонну в сенсорной комнате.
4. Упражнение
Настольно печатная игра «Рыбки»
5. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 9. - развитие воображения
- развитие внимания, наблюдательности, памяти
- снятие психоэмоционального напряжения
1 Упражнение
«Попади в цель»
Ребенку проговаривается, что в моменты, когда тебе хочется позлиться, покричать, можно скомкать несколько листов бумаги и бросить их например в кузов машинки и мусорную корзинку, главное попасть в цель.
2 Упражнение
Расслабление под спокойную музыку в сенсорной комнате.
3 Упражнение
Беседа на тему «Как вести себя, когда ты обиделся»
Проговорить, что в случаях, когда ты обиделся можно сосчитать до 10, мысленно выжать апельсин, глубоко вздохнуть и выдохнуть.
4. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 10. - снижение психоэмоционального напряжения
- развитие внимания и памяти
- развитие произвольного поведения и самоконтроля
1 Упражнение
Рисунок «Моя семья», рассмотреть рисунок, спросить, кто нарисован на рисунке и т.д.
2 Упражнение
Расслабление под спокойную музыку в сенсорной комнате и световые эффекты.
3 Упражнение
«Говори»
- Я буду задавать вопросы, а ты должен будешь отвечать только после того как я скажи волшебное слово «говори»
- Какое сейчас время года?
- Назови летние месяцы….. и т.д4. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.