Воздушные маневры истребителей. Вертолеты в воздушном бою

Генерал - лейтенант авиации

И . Кожедуб трижды Герой Советского Союза

военный летчик первого класса

Каждый раз, когда я са­жусь в кабину современно­го истребителя, оснащенно­го ракетами, в сердце рождается гордость за нашу любимую Роди­ну, благодарность славной Комму­нистической партии за ту заботу, которой окружены мы, воины Страны Советов. Советский на­род - строитель коммунизма - дал нам в руки самую современ­ную боевую технику, оружие неви­данной силы. Авиаторы вместе с воинами других родов войск с гор­достью говорят: «Нам есть что за­щищать, и есть чем защищать».

Вся история советской авиации - это история борьбы за скорость, высоту и дальность полета . Возмо­жности самолетов резко возросли в послевоенный период. Современ­ные самолеты могут летать со сверхзвуковой скоростью и подниматься на большие высоты. Революция в военном деле, естест­венно, привела к изменению такти­ки ВВС, внесла свои коррективы в организацию Военно-Воздушных Сил, значительно повлияла на ха­рактер воздушного боя.

Воздушный бой и в новых, изме­нившихся условиях по-прежнему остался главным в действиях истре­бителей по борьбе с авиацией про­тивника в воздухе, как бы суммирующим усилия летчика и всех спе­циалистов, помогающих ему в ре­шении боевой задачи - уничтоже­нии самолетов противника. Но его характер изменился вместе с ростом скорости, высоты полета и воо­ружения.

Известно, что послевоенный пе­риод развития истребительной ави­ации, как и всех Военно-Воздушных Сил, можно разделить как бы на три этапа. Первый из них 1945-1953 годы. Он характеризуется обобщением большого опыта Вели­кой Отечественной войны и широ­ким внедрением реактивной техни­ки. Уже в 1947 году началось мас­совое переучивание летчиков-истребителей на самолетах МИГ-9 и ЯК-15, а чуть позднее-на МИГ-15, ЛА-15 и МИМ 7.

Опыт боевой учебы показал, что реактивные истребители можно ис­пользовать и в одиночном и в груп­повом боях. Рост скорости полета и оснащение самолетов более скорострельными авиационными пуш­ками значительно изменили харак­тер воздушного боя. Если в годы войны дальность открытия наибо­лее эффективного огня из пулеме­тов не превышала 150-200 м то теперь появилась возможность поражать самолет противника на го­раздо большем удалении.

Расширились и пространственные рамки воздушного боя. Он уже вел­ся не только на средних высотах, как это было в годы войны, а и в стратосфере. Однако основу успе­ха воздушного боя все еще состав­ляли отточенная до совершенства техника пилотирования на всех вы­сотах, постоянная и круговая осмотрительность, смелость и реши­тельность в действиях летчика.

Опыт управления авиацией с земли, накопленный в годы войны, находил все более широкое при­менение. Для обнаружения и наве­дения стали использоваться назем­ные радиолокационные станции, командные пункты и пункты наве­дения. И все-таки основным в об­наружении и сближении с целью оставалось визуальное наблюде­ние.

В большинстве случаев земля выводила истребитель только в район поиска.

На втором этапе развития Военно-Воздушных Сил (1954-1959 гг.) на вооружение были приняты сверх-звуковые истребители, оснащен­ные радиолокационными прицела­ми и ракетами класса «воздух - воздух». Дальность пуска ракет по сравнению с дальностью стрельбы даже из крупнокалиберных авиа­ционных пушек выросла в не­сколько раз. Появилась реальная возможность поражать цели, не ви­дя их невооруженным глазом. Ха­рактер воздушного боя существенным образом изменился.

В чем это проявилось? Прежде всего в значительном возрастании роли взаимодействия командного пункта с летчиком-истребителем. На данном этапе практически успех воздушного боя, а точнее сближе­ния и обнаружения цели, стал зави­сеть от умения командного пункта определить параметры полета це­ли и истребителя, выбрать наибо­лее выгодный в данной обстановке тактический прием, наметить точку встречи.

Рост скоростей полета поставил под сомнение возможность повторной атаки. Значит, от летчика, его способности правильно постро­ить маневр, провести прицелива­ние и пуск, добиться победы с пер­вой атаки зависел успех всего воз­душного боя.

Третий этап , который продолжа­ется до сих пор, начался в 1960 го­ду. Он характеризуется дальней­шим совершенствованием боевых качеств авиационной техники и ра­кетного вооружения, все более ши­роким внедрением разнообразных систем управления. Теперь самоле­ты истребительной авиации, осна­щенные ракетами класса «воздух-воздух», способны осуществлять автономный перехват воздушных целей на больших удалениях от охраняемых объектов. Значительно повысились и роль автоматизиро­ванного управления и значение первой атаки.

Но, как показывает практика, и сверхзвуковые истребители могут успешно вести одиночный и груп­повой воздушные бои, которые, опять же сохраняют все свои ос­новные элементы.

Таким образом, современный воздушный бой - это прежде все­го перехват воздушной цели, вы­полняемый истребителем с помо­щью автоматизированной систе­мы управления. Здесь также важ­ны - внезапность действий, точ­ность огня, что является важней­шим условием успешного заверше­ния боевого задания.

За последние годы очень боль­шое внимание уделяется развитию радиотехнических средств управ­ления. Это вполне закономерный процесс. Широкое применение радиоэлектроники значительно повы­шает надежность наведения и пе­рехвата. Но умение вести воздуш­ный бой в любых условиях остает­ся главным в обучении летчиков истребителей.

Остаются в силе и требования от­личной групповой слетанности в каждой паре, в каждом звене и подразделении, а также взаимо­действия и взаимовыручки. В годы войны говорили: пара - основная боевая единица, звено-основа боевого порядка. Все это верно и в наши дни. Предавать забвению фронтовой опыт ни в коем случае нельзя. Только надо учитывать из­менения, которые произошли. К определению боевого порядка и организации воздушного боя нуж­но подходить диалектически, с уче­том и прошлого и настоящего. Толь­ко при зтом можно надеяться на успех.

Современный воздушный бой требует не только использования радиотехнических средств, но и по­вышенной осмотрительности, уме­ния любого летчика действовать самостоятельно с учетом сложив­шейся обстановки. Однако это не значит, что в случае потери веду­щего, ведомый обретает абсолют­ную самостоятельность. И в этом случае он должен помнить об об­щем замысле командира, прини­мать меры к тому, чтобы занять свое место в общем боевом по­рядке.

Надо уметь видеть в бою, знать, куда и зачем идешь, чувствовать атмосферу боя, его темп, метко ве­сти огонь. Без этого невозможно добиться победы ни в одиночном, ни в групповом воздушном бою.

Групповые воздушные бои, как правило, будут сопровождаться резкими эволюциями, большими перегрузками. Собственно также было и в годы Великой Отечествен­ной войны. Групповой воздушный бой выигрывал тот, кто был более организован, лучше владел такти­ческим и огневым мастерством, отличался физической выносливо­стью, кто мог и при больших пере­грузках правильно строить маневр, молниеносно и смело атаковать, метко стрелять. Об этом должны помнить и те, кто готовится стать воздушным бойцом, и те, кому Ро­дина вручила грозные сверхзвуко­вые ракетоносцы. Высокие мораль­но-боевые качества, готовность к подвигу надо воспитывать в себе изо дня в день.

В групповых воздушных боях особое значение приобретает уме­ние летчика применять в комплек­се ракетное и пушечное вооруже­ние. Здесь да, впрочем, и на дру­гих этапах только правильной оцен­кой обстановки не обойтись. Нуж­ны твердые и глубокие знания боевой техники и ее возможностей, навык быстрого переключения вни­мания с одной системы на другую.

Как уже отмечалось, воздушный бой - главный вид боевой дея­тельности летчика-истребителя. Но и в этом главном есть свое глав­ное - атака. Ведь как бы скрытно ни действовал летчик, как бы он ни хитрил при сближении, победы не будет, если он не сумеет совер­шить стремительную атаку и не за­кончит ее метким и дерзким уда­ром.

От чего зависит успех атаки? Прежде всего от совершенной тех­ники пилотирования. Чем лучше владеет летчик самолетом во всем диапазоне скоростей и высот по­лета, тем больше у него возмож­ности победить врага в воздуш­ном бою, Не меньшую роль игра­ет и знание тактики противника, сильных и слабых сторон его техники. Без этого тоже немыслим успешный воздушный бой.

Отличным пилотом, знатоком тактики и мастерского удара заре­комендовал себя на фронте Герой Советского Союза В. Лихачев. Про­шли годы, но не померкла слава ветерана. Его пилотаж на воздуш­ном параде в Домодедове отли­чался незаурядным мастерством, если хотите, дерзостью. Ветеран был награжден еще одним орде­ном Красного Знамени.

Дерзость летчика, в мирные дни мы об этом неоправданно мало говорим, а следовательно, и не вы­рабатываем у летчиков этого за­мечательного качества воздушного бойца. Между тем дерзость в со­четании с мастерством и есть тот сплав, который помогает летчику успешно завершить воздушный бой - произвести атаку.

Много примеров разумной дер­зости и инициативы проявили ави­аторы на учении «Днепр». Этот опыт необходимо всемерно внед­рять в практику обучения и воспи­тания.

В настоящее время происходит объективный процесс взаимопро­никновения современной авиацион­ной и ракетной техники. В управ­лении авиацией все шире применя­ются радиоэлектроника и счетно-решающие устройства, на вооружение поступают различные раке­ты. Но какой бы совершенной ни была техника, решающая роль в современном воздушном бою, как и в годы войны, принадлежит лет­чику , познавшему законы воору­женной борьбы, умеющему взять от техники все без остатка. Свя­щенный долг каждого авиационно­го командира - воспитывать лет­чика-истребителя смелым и уме­лым воздушным бойцом, беспре­дельно преданным делу Коммуни­стической партии и Советскому правительству, до глубины души ненавидящим врагов родины Ок­тября, в авиационные части приходят молодые летчики-инженеры. Это высокоэрудированные, хорошо подготовленные специалисты. Уро­вень их теоретических знаний зна­чительно выше, чем был у выпуск­ников военных училищ 50-х годов, но нужно помнить, что их жизнен­ный опыт еще невелик. Об испы­таниях, которые выпали на долю летчиков-фронтовиков, они знают только по книгам и рассказам ве­теранов. Нужно, чтобы обучение молодежи проводилось е условиях, максимально приближенных к реальным, боевым. И не надо боять­ся разумной инициативы, дерзо­сти молодежи. Пусть они будут. В сочетании с мудростью старших это поможет летчикам-инженерам стать мужественными и стойкими воздушными бойцами.

В дни празднования 50-летия Во­оруженных Сил СССР авиационной части был вручен орден Красного Знамени. В ней проходят службу многие летчики-инженеры. Они жадно перенимают опыт таких признанных мастеров воздушного боя, как майоры С. Цветков и В. Бе­ляев, чей ратный труд недавно от­мечен орденами Красной Звезды.

Современный воздушный бой - серьезное испытание моральных и физических сил летчика. И без вы­сокой морально-психологической подготовки летчика, как и без умения владеть своим оружием, нель­зя достичь победы в воздухе.

Советские летчики идут в еди­ном боевом строю с танкистами, моряками, ракетчиками, предста­вителями различных родов войск. Они зорко следят за происками империалистов, бдительно охраня­ют мирный труд советского наро­да, строящего коммунистическое общество, и по приказу Родины го­товы нанести сокрушительный удар по любому агрессору, если он по­сягнет на честь, свободу и незави­симость социалистического Отече­ства.

Светлой памяти И. Кожедуба посвящается...

Авиация и космонавтика. – 1968. – №5,10; 1969. – №5, 6.

Режиссер: Адам Фридман

В телепередаче "Воздушный бой" вы увидите самые прославленные воздушные сражения всех времен прямо из кабины боевой машины. Майор ВВС США Пол Макс Мога будет комментировать для вас воспроизводимые баталии - реконструированные при помощи классических военных самолетов прошлого с борта сопровождающего самолета.

Вы так же увидите анализ неповторимых технических особенностей летательных аппаратов, изучите успешные тактики боя и познакомитесь с пилотами участвовавших в настоящих боевых вылетах. Вас ждет незабываемое путешествие. Воздушные бои представлены только со стороны ВВС США, их противники - нацистская Германия и Япония.

В данном материале объединены оба сезона, некоторые серии только с субтитрами.

Алея МиГов / MiG Alley

Война в Корее. F-86 Sabres против МиГ-15.


Засада в небе / Air Ambush Р-38 против Ме-109.

Операция «Боло». В кадре Robin Olds и JB Stone.


«Летающие Тигры» / Flying Tigers

Летчики-наемники из США в 1941 на стороне Китая против Японии. P-40 Tomahawk против Ki-27 «Nates», Ki-21 «Sallys» и Ki-43 «Oscars». В кадре David Lee «Tex2 Hill и John Richardson «Johnny» Alison.


Ад в небе над Ханоем / Hell Over Hanoi

F-4 Phantoms против МиГ-21(Северный Вьетнам) - Fred «Fredo» Olmsted и Dan Cherry, Steve Ritchie.


Убийцы «Зеро» - F6F Hellcat / The Zero Killer Grumman

F6F Hellcat против Mitsubishi Zero. Robert Duncan, Hamilton «Mac» McWhorter и Alex Vraciu.


Последний Стрелок / The Last Gunfighter Северный Вьетнам.

F-8 Crusader против МиГ-17 и МиГ-21. Paul H. Speer, Phil «Rat» Wood, Paul Gillcrist и Richard Schaffert.


Гибель японского флота / Death of the Japanese Navy

Операция «Тэн-Го». Гибель «Ямато». Nick Fellner, Robert C. Hagen, Robert Clair «Uncle Bob» Hollenbaugh, Richard M. Roby, Jack Yusen и Francis Ferry.


Охота на «Бисмарк» / Hunt for the Bismarck 1940.

Атака бипланов Swordfish на линкор «Бисмарк». Heinrich Kuhnt, Otto Schlenzka, Ted Briggs, H.A.D. Turtle и John «Jock» Moffat.


Неравные шансы / Long Odds Тихий Океан.

SBD Dauntless против A6M Zero (S.W. «Swede» Vejtasa). B-17 Flying Fortress против A6M Zeroes и Ki-46 «Dinah» (J.T. Britton). Северный Вьетнам. F-105 Thunderchief против МиГ-17 (Leo Thorsness).


Ближний Восток / Dogfights of the Middle East

Израильские Mirage III против Египетских Air Force МиГ-17 и МиГ-19 в Шестидневной Войне (Ran Ronen). Угон иракского МиГ-21 (Испытатель Danny Shapira). Израильские F-15 Eagle против сирийских МиГ-21 (Moshe Melnik и Eitan Ben Eliyahu)


Асы пустыни / Desert Aces (5-я серия из 2-го сезона)

Воздушные бои "Бури в пустыне" / Dogfights of Desert Storm

(12-я серия из 2-го сезона + 5 серия в этом варианте видео)


Рождение аса: P-38 «Молния» против «Зеро» / Birth of an Ace: P-38 Lightning vs. Zero

Скорость и маневренность являются наиболее важными функциями истребителя. Японский «Зеро», был самым смертоносным самолетом на Тихом океане в течение первых месяцев Второй мировой войны.


Бой над Гуадалканалом: Zero против F4F «Wildcat» / Dogfight Over Guadalcanal: Zero vs. F4F «Wildcat»

Для флота Соединенных Штатов основным истребителем в начале Второй мировой войны был F4F «Wildcat» («Дикий кот»). Его основным противником был высокоманевренный японский истребитель Zero («Ноль»).

7 августа 1942 года. Два великих пилота, американский лейтенант Джеймс «Пак» Сазерлэнд и японский ас Сабуро Сакаи, на своих потрясающих самолетах схлестнулись в историческом бою, на грани фола, в небе Гуадалканала. В последствии, за свою службу, Сазерлэнд был награжден «Крестом лётных заслуг» и «Пурпурным Сердцем». Сабуро Сакаи за свои подвиги, не получил никаких наград от своего правительства – ни орденов, ни медалей, ни званий!


Защита бомбардировщиков: P-51 «Мустанг» против Мессершмитт Bf-109 / Protecting the Heavies: P-51 Mustang vs. Bf-109

Во время массированных бомбардировок Германии во Второй мировой войне, немецкие пилоты были полны решимости сбивать бомбардировщики союзников, которые уничтожали все крупные города и промышленные центры Рейха. Американские летчики-истребители сопровождения были столь же решимы защитить уязвимые бомбардировщики и их экипажи. 27 мая 1944 года, летчик ВВС США Кларенс «Bud» Андерсон совершая полет на P-51 «Mustang», вступил в схватку против группы Мессершмитт Bf-109, в одном из самых потрясающих воздушных боев войны.


F4F «Дикий кот» против «Зеро» / F4F Wildcat vs. Zero

Познакомьтесь с военно-морским летчиком США времен Второй мировой войны Джоном Течем. Именно он разработал тактику боя, позволяющую американским летчикам вести бои на F4F «Wildcat» с «Зеро» на равных условиях.


Воздушные бои: Первые пилоты / Dogfights: The First Dogfighters

Серия рассказывает о самых первых воздушных боях в истории авиации (6-я серия 2-го сезона).


(Скоро будет...) Рипаблик P-47 «Тандерболт» против Фокке-Вульф FW-190 / P-47 Thunderbolt Vs. Fw-190

Послушайте рассказ летчика Доминика Джентайла о том, как он в начале 1944 года справился с противником в накаленном воздушном бою на низкой высоте.


F4U «Корсар» против «Зеро» / F4U Corsair vs. Japanese Zero

Пилот авиации морской пехоты США майор Грегори «Pappy» Боингтон (Gregory «Pappy» Boyington) (1912-1988). Один из самых известных американских асов ВМВ. Начинал карьеру в Американской добровольческой группе («Летающие тигры») в Китае, затем командовал 214-й истребительной эскадрильей «Черная овца» корпуса морской пехоты, воевал на Соломоновых островах, Гуадалканале, Новой Георгии и Новой Гвинее. 3 января 1944 года был сбит и попал в японский плен. 29 августа 1945 года был освобожден. Награжден Медалью Почёта. Всего на счету этого выдающегося пилота к концу войны было 28 побед. Помимо уже названных наград, он был награжден тремя орденами США. После войны написал книгу об эскадрильи «Летающие Тигры».


Полковник В. Антонов,
кандидат военных наук

В последнее время на страницах зарубежной печати стали появляться статьи, в которых обсуждаются вопросы развития тактики воздушного боя. Это связано, в частности, с поступлением или с предстоящим принятием на вооружение ВВС США и ряда западноевропейских стран истребителей для завоевания превосходства в воздухе. К ним прежде всего относятся американские самолеты F-15A, F-16A и F-14A. Первый из них уже поступает и авиационные части США. В скором времени такие истребители будут находиться и в составе ВВС других капиталистических стран. Всего планируется изготовить около 730 самолетов F-15A.

Легкий истребитель F-16A, предназначенный для ведения воздушного боя в основном в простых метеорологических условиях, по сообщениям иностранной печати, найдет широкое применение в ВВС стран - участниц НАТО. До З50 самолетов намереваются закупить Бельгия, Нидерланды, Норвегия и Дания. Командование ВВС США намечает приобрести 650 таких истребителей. Ожидается, что этот самолет войдет в строй в конце 70-х годов.

Истребитель F-14A находится в составе ВМС США. По программе перевооружения предусматривается иметь 403 самолета.

Все эти истребители сконструированы за последние несколько лет.. При работе над ними учитывались опыт действия авиации в прошедших локальных войнах и требования ведения боя в недалеком будущем. Они оснащаются современной электронной аппаратурой, а также пушечным и ракетным оружием.

Сам факт форсированного создания и принятия па вооружение новых боевых самолетов свидетельствует о том, что милитаристские круги стран - участниц НАТО не намерены отказываться от дальнейшего наращивания мощи своих вооруженных сил и подготовки их к будущим агрессивным войнам. Это требует от советских воинов постоянно проявлять высокую бдительность, совершенствовать свое профессиональное мастерство и глубоко знать характер военных приготовлений империалистов.

Почему в последнее десятилетие за рубежом стали уделять большое внимание воздушному бою? Прямой ответ на этот вопрос дают сами иностранные военные специалисты. Они считают, что воздушный бой - основное средство завоевания и удержания превосходства в воздухе, без которого немыслимо рассчитывать на успешное проведение наступательных или оборонительных операции сухопутных войск. Успех в воздушном бою сопутствует тому, кто первым обнаружит и атакует противника, у кого лучший самолет и более высокое мастерство. На основе сравнения характеристик своего истребителя и предполагаемого поведения в бою самолета вероятного противника специалисты за рубежом разрабатывают тактические приемы, которые затем осваиваются летным составом.

Чтобы правильно понять и осмыслить характер современного воздушного боя, который описывается в иностранной печати, нужно хотя бы кратко рассмотреть историю его развития.

В широких масштабах авиация начала применяться во второй мировой войне. Тогда, по утверждению зарубежных специалистов, господствовала так называемая тактика "меча и шита". Воздушный бой вели в основном большие группы дозвуковых истребителей, которые расчленялись на пары. Обязанностью ведущего в паре был поиск противника и атака ("меч"), а ведомого - прикрытие своего ведущего ("щит"). Такие же связи существовали и в группе, где одна пара (звено) действовала как атакующая, а другая - прикрывающая. Если требовала обстановка, то в процессе боя их роли менялись. Нарушение огневой связи в паре или отсечение от боевого порядка группы прикрытия приводило, как правило, к поражению. Бои носили маневренный характер и велись на дистанциях визуальной видимости. Противник поражался пулеметно-пушечным огнем.

Смена тактики началась в 50-х годах, когда появились самолеты - носители ядерного оружия, а авиационные части были укомплектованы сверхзвуковыми самолетами. Наивыгоднейшим способом проникновения бомбардировщиков к целям иностранные специалисты считали одиночный полет с максимальным соблюдением мер маскировки. Вероятность преодоления ими ПВО противника повышалась ночью, в сложных метеорологических условиях, а также на большой скорости и высоте. Борьба с бомбардировщиками возлагалась на всепогодные сверхзвуковые истребители-перехватчики, имевшие высокие скоростные и высотные характеристики и вооруженные ракетами.

Уничтожение истребителей противника предполагалось вести управляемыми ракетами класса "воздух-воздух", а не огнем пушек. В тактике утвердился метод одноразовой ракетной атаки. В связи с этим на вооружении частей ВВС развитых капиталистических стран не стало "чистых" истребителей, способных успешно вести маневренный бой. Появились многоцелевые тактические самолеты, приспособленные как для перехвата, так и для действий по наземным объектам (например, американский самолет F-4 "Фантом", с которого пушки были сняты).

В агрессивной войне во Вьетнаме {1964-1973), которую развязали американские империалисты, и в войне на Ближнем Востоке (1973 год), которую вели израильские экстремисты, в тактику воздушного боя были внесены очередные коррективы. Во Вьетнаме американцы вынуждены были возвратиться к ближним маневренным боям, поскольку их расчеты на применение только управляемых ракет не оправдались.

На тактический истребитель "Фантом", вынесший основную нагрузку в воздушной войне в Индокитае, были срочно вновь установлены пушки.

Опыт американцев в Индокитае учли израильские летчики, которым тактику боя строили с учетом использования и ракет и пушек.

Судя по сообщениям иностранной печати, в войне на Ближнем Востоке и на последней стадии войны во Вьетнаме воздушные бои велись, как правило, между группами сверхзвуковых истребителей преимущественно на дозвуковых скоростях и средних высотах. При этом пара самолетов иногда преднамеренно размыкалась ради обеспечения свободы маневра ведомому. В плане боя значительное место занимали ложные маневры, которые выполнялись с целью создания благоприятных условий для действий ударных групп.

Часто бои начинались со средних дистанций с применения ракет, а затем перерастали в ближние, в последнем случае противник уничтожался огнем пушек. Изменилась расстановка сил перед атакой. В перестроенный боевой порядок стали включаться демонстративная группа и труппа наращивания усилий (резерв). Новые требования были предъявлены к организации взаимодействия, так как тактические группы часто действовали за пределами зрительной связи.

В последующие после окончания локальных войн годы иностранные военные специалисты, особенно американские, занимались обобщением и претворением в жизнь их опыта.

Ниже кратко излагаются основные положения, характеризующие подход зарубежных специалистов к подготовке авиационной техники к современным и будущим воздушным боям, а также некоторые взгляды на их ведение.

Современный воздушный бой. Основу для достижения успеха в современном воздушном бою иностранные специалисты видят в качественном улучшении характеристик самолета, бортового оружия и аппаратуры, а также в повышении мастерства летчиков.
За рубежом оценивается способность истребителя вести воздушный бой по таким характеристикам и критериям, как: тяговооруженность, нагрузка на крыло, удельная избыточная мощность, время разгона и торможения, прочность конструкции, легкость и простота управления, запас топлива, возможности бортовой электронной аппаратуры по поиску и обнаружению цели, а также мощность вооружения. Все эти факторы по-разному проявляются в бою.

При анализе современного боя иностранные специалисты все больше связывают уровень энергии летящего самолета с тактикой. За рубежом разработана специальная методика оценки по критерию "энергия/ маневренность" способности истребителя вести бой. Истребитель, с точки зрения летчика, должен обладать достаточной скоростью для быстрого сближения с противником, а также энергично изменять направление полета, чтобы занять удобное позиционное положение для применения оружия. Быстро сблизиться с противником можно за счет избытка тяги (более высокого уровня энергии), а выйти в удобное положение для атаки благодаря лучшей, чем у противника, маневренности, "техническим" показателем которой является удельная нагрузка на крыло.

По этой методике сравниваются два самолета - свой и противника, и для них определяются так называемые "области" наивыгоднейшего применения по высоте и скорости. Поведение противника в бою сначала имитируется на тренажерах, а затем в воздухе. Для проверки правильности выводов используются аналоги самолетов противника, в роли которых выступают свои истребители. Результаты экспериментов обобщаются, на их основе вырабатываются рекомендации для строевых частей ВВС.

В иностранной печати был опубликован график зависимости трех важнейших показателей, определяющих совершенство истребителя: тяговооруженпости. удельной нагрузки на крыло и стоимости. С небольшими изменениями он воспроизведен на рис 1. Линии границ, "технические ограничения" и "ограничения но стоимости" (последние определяются критерием "стоимость/эффективность") соответствую! современному состоянию развития науки и техники.

Рис. 1. График зависимости основных показателей, определяющие способность самолета вести воздушный бой

Самолеты периода второй мировой воины и воины в Корее (1950- 1953) из-за низкой тяговооруженности и небольшой нагрузки на крыло располагаются в левой нижней части графика. Возможности самолетов США, участвовавших в войне во Вьетнаме, по ведению воздушного боя увеличились (несмотря на то что они создавались многоцелевыми). Однако усложнилась их конструкции и выросла стоимость. Поэтому они помешены справа в средней части графика.

Современные истребители F-I4A, F-I5A и F-16A {находятся в верхней части графика) по сравнению с другими самолетами имеют большую тяговооруженность и относительно малую нагрузку на крыло. Добиться таких качеств удалось за счет использования в конструкции планера и двигателя новейших достижении науки и техники. В результате стоимость самолета резко повысилась. В зарубежной печати сообщалось, что на средства, отпускаемые на покупку одного F-15A, можно приобрести четыре самолета "Фантом".

Из графика также видно, что связанные с созданием многоцелевого самолета "Торнадо" финансовые издержки высоки, а его способность вести бой намного уступает "чистым" истребителям.

Большое влияние на тактику боя оказывает оружие истребителя. Многие иностранные специалисты отдают этому фактору предпочтение перед маневренностью самолета. Они полагают, что если бы имелись УР большой дальности стрельбы и их можно было бы пускать под разными ракурсами, то незачем было бы улучшать пилотажные характеристики самолета.

Но пока бой за рубежом определяется как сочетание маневра и огня. С помощью маневра летчик выводит самолет в положение, удобное для применения оружия. Для поражения противника в ближнем воздушном бою должны использоваться пушки и УР, а па средних дистанциях - только управляемые ракеты. В иностранной печати приводились следующие данные. Существующие истребители могут поразить цель УР "Спарроу", "Сандвиндер" и огнем пушки на дистанциях 8, 3 и 1 км соответственно. Благодаря оснащению ракетами средней дальности самолет F-15A получил возможность атаковать противника с передней полусферы (на встречных курсах) на дистанциях окаю 20 км. Самолет же F:-14A может поразить ракетами "Феникс" поочередно шесть воздушных целей на дальности до 130 км.

Основная проблема, над которой сейчас работают за рубежом,- снизить ограничения по пуску ракет с самолета в основном за счет улучшения их маневренности и увеличения сектора автоматического сопровождения. На рис. 2 видно, что атакующий вышел за пределы секторов возможного применения оружия, поскольку при одинаковой тяговооруженности у него либо мал этот сектор, либо нагрузка на крыло больше, чем у атакуемого.

Рис. 2. "Вынос" атакующего за пределы секторов возможного применения УР (1) и пушен (2) после энергичного маневра атакуемого

Важное значение за рубежом придают и бортовому электронному оборудованию, с помощью которого автоматизируются процессы обнаружения, опознавания противника и управления оружием. Сейчас выдвигается требование о необходимости иметь бортовые РЛС дальностью поиска воздушной цели до 150 км и ее захвата до 80 км.

Совершенно обязательным иностранные специалисты считают наличие на истребителе электронной системы предупреждения. Летчику необходимо принимать сигнал опасности в момент облучения его самолета РЛС противника (обзорной, наведения или управления огнем) для того, чтобы выполнить защитный маневр. Помимо всего, в этот же момент система предупреждения должна включать бортовой передатчик помех, который на выявленной частоте посылал бы шумовые сигналы для нарушения работы бортовой РЛС противника.

Возможности электронного оборудования и оружия тесно связаны между собой. Поэтому за рубежом эти средства развиваются параллельно. От их совершенства во многом зависит тактика воздушного боя.

По свидетельству иностранной прессы, современный воздушный бой зависит от умения летчика правильно использовать возможности самолета, его электронное оборудование и оружие. Основные этапы такого боя остаются прежними: поиск, обнаружение и опознавание цели, сближение и атака. Как правило, бои будут начинаться на дальних дистанциях. Часть из них в случае неудачи первой ракетной атаки может перерасти в ближние маневренные. Большую роль в современном воздушном бою предполагается отводить внезапности и маскировке своих намерений. Поэтому найдут широкое применение средства РЭБ, различные ложные и демонстративные маневры.

Несмотря на то что тактика, отвечающая возможностям новых истребителей для завоевания превосходства в воздухе, не определена до конца, на страницах зарубежных журналов прогнозируется картина воздушных боев дальней перспективы.

Воздушный бой в будущем. Иностранные военные специалист предполагают, что существенные изменения в тактике произойдут после 2000 года, когда, возможно, появятся качественно новые истребители, управляемые ракеты и бортовое электронное оборудование. По их мнению, тактику боя будет определять также и характер будущей войны.

Учитывая это, зарубежные теоретики выдвигают две основные концепции воздушного боя.

Исходным моментом первой концепции являются технические достижении в области развитии УР класса "воздух-воздух" и электронной аппаратуры, управляющей этим оружием. Именно от совершенства этих компонентов и в меньшей степени от характеристик самалета-носителя, по утверждению сторонников первой концепции, будет зависеть успех выполнения задачи завоевания превосходства в воздухе.

Основываясь на этих предпосылках, они предсказывают коренные изменения в тактике, которые сводятся к подчинению маневра огню. Поскольку появится возможность уничтожать воздушного противника на значительном расстоянии, с большой точностью и под любым ракурсом, то у самолета отпадает необходимость в энергичном маневрировании. Исход боя в основном будет зависеть от результата первой ракетной атаки, не потребуется создавать группы различного тактического назначения и делить летчиков на ведущих и ведомых. Каждый экипаж станет и огневой и тактической единицей. В связи с этим произойдет полное расчленение боевого порядка. Истребители будут вводиться в бой поодиночке. В основу тактики ляжет принцип наступления с дальнего рубежа, так как оборона при ограниченной маневренности почти невозможна.

Летчик, по мысли иностранных теоретиков, обязан обнаружить и опознать цель (эти данные ему могут дать с земли), настроить на нее аппаратуру и направить самолет на соответствующий курс. После этого произойдет автоматический "захват" цели и пуск УР.

Победителем в таком бою пророчат того, кто первый получит информацию о противнике или обнаружит его. Последнему почти невозможно будет уйти из-под удара маневрирующей в обширной зоне ракеты, тем более, если удар окажется внезапным. Защиту от такой ракеты следует скорее искать не в маневре, а в противодействии ей путем создания ложных целей или поражения ее соответствующими средствами.

Несмотря на особую специфику дальнего ракетного боя, некоторые основные принципы его ведения, по мнению иностранных теоретиков, останутся прежними: наступательный характер, внезапность, начальное преимущество, которое будет характеризоваться прежде всего опережением в получении информации о противнике.

Приверженцы второй концепции за основу берут условия, в которых будет развиваться воздушный бой. Они считают, что в будущем ситуации могут сложиться так, что самолету необходимо будет не только наступать, но и обороняться, особенно тогда, когда он станет действовать над территорией противника. Это приведет к необходимости ведения как дальнего, так и ближнего воздушного боя. Поэтому они выступают за одновременное внедрение научных и технических достижении в развитие маневренности истребителя, а также УР и бортовой электронной аппаратуры.

По второй концепции не отрицаются классические способы ведения боя (равноправие маневра и огня), которые получат дальнейшее совершенствование. Большое значение в таких боях будет играть компактная малогабаритная бортовая аппаратура. Она сможет автоматически обнаруживать и выбирать маневрирующие цели, определять принадлежность и "захватывать" их, открывать прицельный огонь из оружия соответствующего типа.

В иностранной печати выдвигалась также идея разделения истребителей на два типа на том основании, что решение задач завоевания превосходства в воздухе станет не под силу истребителю целевого назначения. Один тип истребителя должен предназначаться для ведения ближнего, а другой - дальнего воздушного боя. Однако в этом случае потребуется организовать тесное тактическое взаимодействие между ними.

Судя по сообщениям зарубежной печати, пока эти две концепции только в общих чертах дают представление о воздушном бое в будущем и в них имеется ряд спорных проблем. Тем не менее они в определенной степени отражают стремление иностранных специалистов предугадать тактику боя в зависимости от развития авиационной техники и возможного характера будущей войны.

Зарубежное военное обозрение, 1976 , №12, с.49-55

Дмитрий Дрозденко

Говорят, что лучшим средством борьбы с танками являются сами танки. Этот постулат справедлив для самолетов и вертолетов. Сейчас вертолет является неотъемлемой частью любой армии, это мощное и универсальное оружие.

Кто, зачем и почему

Современные винтокрылые машины выполняют множество самых разнообразных боевых задач. Сопровождение, высадка и огневая поддержка десанта, перевозка войск, грузов и боевой техники, ведение воздушной разведки, осуществление радиоэлектронной борьбы, патрулирование, эвакуация и наиболее обсуждаемая функция - борьба с танками и другими бронированными и защищенными целями. Вертолет - очень многоплановая машина.
Логично предположить, что противник будет использовать вертолеты и БПЛА для аналогичных целей, и с этими вертолетами и БПЛА необходимо как-то бороться. Конечно, наличие в пехотных частях систем ПЗРК и эшелонированная система ПВО - вещи хорошие, но они совсем не панацея от атак современных вертолетов.
Кстати, первыми о воздушных вертолетных боях задумались американцы, которые на тот момент имели большой и очень разнообразный вертолетный парк и накопили колоссальный боевой опыт по их применению.
Первоначально для борьбы с советскими вертолетами предполагалось использовать штурмовики и истребители. Но тут американских стратегов постигло разочарование - самолет оказался неэффективным против малоскоростной и малозаметной цели, которая движется на предельно малой высоте да еще и на тепловом и радиолокационном фоне местности. А вот сами самолеты, которые по умолчанию летят выше, оказались хорошо видны на фоне неба во всех диапазонах.
К сложности обнаружения вертолета добавляется и сложность уничтожения. Практически любая подстилающая поверхность, рельеф местности скрадывает тепловой след от двигателей, а наличие различных построек и сооружений уменьшает радиолокационную заметность вертолета.
Фактически у самолета для борьбы с вертушками остается пушка и НАР, которыми можно «площадью», на опережение движения накрыть траекторию полета вертолета, правда, для этого надо быть особым искусником в выполнении таких задач, а суперснайперы и просто счастливчики, как мы знаем, - достаточная редкость, хотя такие случаи бывали.
Кроме всего прочего, сам по себе вертолет давно уже не беззащитная мишень - ракета класса «воздух - воздух», как и «товарищ Кольт», сравнивает шансы в воздушном бою. Добавим к этому более высокую маневренность вертолета в пространстве и наличие подвижных пулеметов и пушек. Помните, самолет увидеть несколько проще, нежели вертолет. После проведения множества учебных боев и различных ситуационных моделирований стало понятно, что с вертолетами противника должны бороться вертолеты.

Мысли НАТОвских генералов

В вооруженных силах НАТО утвердилась концепция «вертолет против вертолета». Для ее осуществления первоначально планировалось привлекать вооруженные вертолеты всех типов. Затем предпочтение стали отдавать специально модернизированным для этого машинам. А что? Бюджет-то им позволяет.
В США было решено приспособить для воздушного боя легкие и маневренные разведывательные вертолеты Bell OH-58 Kiowa и Hughes OH-6 Cayuse (финальная версия серии - вертолет Boeing AH-6). Машины получили на свои пилоны самонаводящиеся ракеты FIM-92 Stinger ATAS с тепловой головкой самонаведения.
Модификация ATAS (Air-to-Air Stinger) - это ракета малой дальности класса «воздух-воздух», разработанная General Dynamics в сотрудничестве с компанией McDonnell Douglas Helicopter специально для вооружения лёгких разведывательных вертолётов, самолётов и разведывательно-ударных БПЛА. Также эти вертолеты могут иметь стрелково-пушечное вооружение, которое располагается в специальных контейнерах, т.е. неподвижное.

Нюансы вооружения

Парадоксально, но основной американский ударный вертолет AH-64D Apache Longbow не имеет в составе своего вооружения ракет класса «воздух - воздух» и для воздушного боя будет вынужден использовать ПТРК Hellfire (что очень непросто) и 30-мм пушку на носовой подвижной турели.
А вот вертолеты Корпуса морской пехоты США Bell AH-1J Sea Cobra и AH-1W Super Cobra вооружаются ракетами класса «воздух - воздух». На пилоны «Суперкобры» можно подвесить два стареньких, но хорошо себя зарекомендовавших AIM-9L Sidewinder. Не забыли американцы и «Черный ястреб», UH-60 Black Hawk вооружается ракетами FIM-92 Stinger.
Но все равно, согласно «штатовским» учебникам, приоритет наступательного воздушного боя отдан в руки легких вертолетов, которые, подобно жалящим осам, должны атаковать противника. Более тяжелые вертолеты класса AH-64 или UH-60, согласно пентагоновским регламентам, следуют оборонительной тактике воздушного боя.
У наших вертолетчиков несколько другой подход к воздушному бою. Российские машины в этом плане гораздо более универсальны. Все современные ударные вертолеты (Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52) имеют подвижные пушечные установки, которые по своим параметрам (дальность и точность) превышают параметры американских и европейских орудий.
Кроме пушек, в состав вооружения вертолетов нового поколения Ми-28Н и Ка-52 входят ракеты класса «воздух - воздух» «Игла-В», которые по своим характеристикам примерно одинаковы с основным НАТОвским комплексом FIM-92 Stinger, а в составе противотанкового комплекса «Атака», входит ракета 9М220О, предназначенная для поражения летательных аппаратов. Она снабжена неконтактным взрывателем, способным реагировать на воздушную цель при пролете от нее на расстоянии менее 4 м и осколочной боевой частью.
Российская тактика воздушного вертолетного боя в отличие от американской универсальна и включает в себя как атакующий, так и оборонительный виды. Хотя все мы прекрасно понимаем, что теория теорией, а реальный и скоротечный воздушный бой диктует свои правила.

Самолет против вертолета

Опыт испытаний и учений показал, что действия самолетов против вертолетов оказались недостаточно эффективными. Основными причинами являются сложность поиска, опознавания и атаки малоскоростных целей, совершающих полет непосредственно у земли, а также невозможность таких действий в сложных метеорологических условиях, так как существует существенное отличие по метеорологическому уровню между самолетами и вертолетами, причем не в пользу первых.
Вертолеты летают очень низко, на предельно малых высотах, используя для скрытности подстилающую поверхность, складки местности и различные площадные и промышленные объекты. Например, вертолет может, используя свои маневренные возможности выполнять полет на предельно-малых высотах - окраина площадного объекта, лес, береговая черта,сильно пересеченная местность. Самолету, который априори летит выше, сложно, а точнее практически невозможно осуществить ракетную атаку по такой малозаметной цели. Радиолокационная атака не даст эффекта из-за того, что на земле множество промышленных (площадных) объектов, контрастная подстилающая поверхность которые создадут помехи устойчивому наведению ракеты, и даже если местность пустынная, то при первом же облучении со стороны РЛС противника экипаж сразу понимает, где находится источник, и предпринимает маневры для срыва атаки. Например, вертолет может уменьшить скорость вплоть до зависания и используя подстилающую поверхность спрятаться за складкой местности. Стать недоступным со стороны систем наблюдения и целеуказания самолета противника.
При атаке с помощью ракет с тепловой ГСН вертолет может использовать различные средства обнаружения противника и постановки помех. Например, на новых российских машинах стоит комплекс «Витебск», кстати, лучший в мире в своем классе, или «Липа», которая стоит на стареньких Ми-24, отстрел тепловых ловушек тоже снижает вероятность попадания ракеты. Также «видимость» вертолета в ИК диапазоне снижается за счет применения экранно-выхлопных устройств, которые смешивают горячие выхлопные газы с более холодным воздухом, тем самым снижая общую температуру выхлопа.
Вертолет может довернуться на встречный курс с самолетом, тем самым сократив до минимума время на подготовку и проведение атаки со стороны пилота самолета, просто сорвав этим атаку, а затем, выполнив боевой разворот, осуществить контратаку самолета своими ракетами с тепловой ГСН.
Первая часть такого боя очень вероятна, вторая - проблематична, т.к. пилот самолета, не попав в вертолет, немедленно должен «дать по газам», уходя от атаки. Пилоту вертолета для устойчивого пуска необходимо в течение нескольких секунд удерживать цель в прицеле, а грамотный истребитель такого не позволит.
Получается, что в воздушном бою «самолет против вертолета» со стороны первого в основном будут использоваться пушки, и тут преимущество получает вертолетная подвижная пушечная установка, которая позволит вести огонь под разными ракурсами и наличие ракет класса воздух-воздух. В принципе можно сказать, что самолет малоэффективен в борьбе с вертолетом, конечно, при условии, что обе машины современные.

Воздушная цель

Дальность обнаружения воздушной цели (ВЦ) зависит от целого ряда факторов, таких, как полётная видимость, наличие облачности, положение солнца, яркости окраски и размеров цели, яркости фона подстилающей поверхности или неба, использования соответствующей оптики.
Так, дальность обнаружения малоразмерных БПЛА без использования оптических средств составляет 500 - 2500 м. Легкомоторные самолёты и вертолёты на фоне различной подстилающей поверхности могут быть обнаружены на дальностях 1 – 6 км. При этом, максимальная дальность обнаружения при прочих равных условиях обеспечивается в случае поиска воздушной цели на фоне светлого неба или облачности, что достигается при полётах с принижением относительно ожидаемой высоты полёта цели. В отдельных случаях целесообразно периодически кратковременно набирать высоту полёта 100 – 150 м, чтобы расширить границы просматриваемого пространства.
При самостоятельном поиске цели и при отсутствии информации о ней, наибольшая эффективность обнаружения достигается при ведении поиска на встречнопересекающихся с целью курсах. В этом случае пара вертолётов способна с вероятностью 0,8 обнаружить ВЦ в полосе шириной до 10 км.
Режим сближения с целью в основном характеризуются вероятностью выхода в атаку, под которой следует понимать способность экипажей и подразделений вертолётов выйти в область применения бортового оружия:

  • область возможных пусков (ОВП) при применении ракет;
  • область возможной стрельбы (ОВС) при применении НАР и СПО.

Вертолет против вертолета

Теперь рассмотрим тактику «вертолет против вертолета». Воздушные бои можно разделить по дальности стрельбы, по количеству участников и по характеру боя. По дальности стрельбы в зависимости от установленного на вертолетах оружия, БРЭО и возможностей экипажа по визуальному или техническому обнаружению противника различаются бои на большой, средней дистанции и ближний маневровый бой.
Скоротечность. В НАТО считают, что в случае боевого столкновения вертолетов с вертолетами они, главным образом, будут вести ближние маневренные бои, и экипажи в большинстве случаев будут находиться на зрительной связи. Поэтому их основным оружием должны быть ракеты малой дальности стрельбы и пушки. С этим мнением согласны и наши летчики, хотя есть определенные вопросы, в которых они не согласны с американцами, но об этом чуть позже. Вообще авиационный бой очень скоротечен, а бой на ближней дистанции «сжимает время в точку».
Количество и характер. По количеству участников воздушные бои бывают групповые и одиночные. В процессе групповой бой, как правило, распадается на одиночные схватки. Поэтому основное внимание при обучении летчиков вертолетов воздушному бою уделяется отработке именно одиночных боев. Ну а выбор вида боя - наступательный или оборонительный - зависит от поставленных перед экипажем задач, характера действий противника и других условий. Тут уж как кривая судьбы и опыт пилотов выведут.

Кто первым встал, того и тапки

Идеальным является случай, когда экипажу, первым обнаружившему противника, удается скрытно выйти в заднюю полусферу противника и осуществить пуск ракеты с тепловой ГСН. Здорово, но в реальном бою на идеал лучше не рассчитывать, иначе долго летать не будешь. Если противник замечает атакующего до выхода последнего на рубеж эффективного применения оружия, то выполняется маневр для срыва атаки, и бой становится ближним и маневренным - лицом к лицу. Вертолеты начинают энергично маневрировать, чтобы выйти в безопасную зону и занять выгодное положение для атаки.
Определяющее влияние на вероятность выхода в атаку оказывают направления и способ сближения с целью, выбор дальности начала атаки и скорости атакующего. По мнению российских пилотов целесообразно сближение с противником осуществлять по кривой погони с направлений, близких к встречному и попутному, а также выбирать максимальную дальность пуска ракет и скорость атакующего в целях сокращения времени сближения.
Различие в выходах в атаку с применением ПТУР и УР типа «воздух – воздух» заключается в том, что сближение с целью с применением УР типа «воздух – воздух» целесообразно выполнять и задней полусферы противника или бод большими ракурсами, где обеспечивается большая дальность захвата воздушной цели головкой самонаведения. Низкая вероятность выхода в атаку с передней полусферы объясняется тем, что выход на дальность пуска ракет будет происходить в условиях обнаружения противником атакующих боевых вертолётов.
Это позволяет противнику оказать эффективное противодействие пуском ракеты с максимальной дальности, чем вынудит экипаж атакующего отказаться от атаки. В тоже время вероятность выхода в атаку с применением ПТУР и УР типа «воздух – воздух» на транспортно-десантные вертолёты и легкомоторные самолёты, не имеющие ракетного вооружения, практически равна 1,0.
У атакующего, конечно, есть потенциальное преимущество, но только в самом начале, и его главная задача - не дать противнику перехватить инициативу. Сближение с противником до дальностей эффективного применения экипажами вертолётов стрелково-пушечного вооружения следует считать успешным, если оно осуществляется в области возможной стрельбы (ОВС). Размеры и положение ОВС относительно цели, как известно, зависят от исходного положения и маневренных возможностей атакующего к цели. При этом также следует учитывать возможности цели по обстрелу атакующего. Наиболее благоприятными направлениями, при выходе в атаку с применением СПО по маневрирующим вертолётам противника, являются направления сближения при начальных курсовых углах цели менее 50-60 град. и более 110-120 град.
Подобные ближние маневренные бои вели истребители в Первой и Второй мировых войнах, а также в локальных конфликтах 50–70-х годов, и основным оружием в них были пулеметы и пушки.
Поэтому и у них, и у нас при разработке боевой тактики для вертолетов широко использовался опыт истребителей тех давних лет. У самолетов заимствовали основные, типовые маневры как группового, так и одиночного воздушного боя.

Учиться, учиться и еще раз учиться…

Обучение воздушному бою экипажи вертолетов военной авиации начинают с отработки наступательных и оборонительных боевых маневров сначала одиночно, а затем в составе пары. По мнению специалистов, «пушечный» бой, который наиболее вероятен в схватке, возвращает летчика к тактике истребителей периода Второй мировой войны и обязывает четко знать принципы, сформулированные опытом прошлого. К главным принципам боя можно отнести стремление иметь преимущество по высоте и скорости полета, а также занятие выгодного пространственного положения относительно противника.
Вертолет должен выйти в область возможных атак, находящуюся в задней полусфере и имеющую ограниченные размеры, которые обусловливаются дальностью и ракурсом эффективной стрельбы. Применение ракет с тепловой ГСН накладывает свою специфику на область атак, ведь атакуемый вертолет должен представлять собой контрастную цель, что означает, что атакующая машина должна быть или на одной с ним высоте, или ниже и это должно происходить в течение нескольких (5–6) секунд, чтобы ГСН ракеты могла устойчиво захватить цель. Согласитесь, такое возможно, если экипаж атакуемого вертолета не подозревает, что ему зашли в хвост и наводят ракету.
Согласно нашей тактики, наиболее эффективными являются атаки на догонном курсе, по касательной с ракурса 1/3 справа или слева, на сближающихся параллелях. Еще одним вариант возможен, когда в бою участвует еще одно воздушное судно, которое осуществляет целеуказание и подсвечивает цель. Тогда получается, что ведет цель одна машина, а пуск ракеты осуществляет другая. В этой ситуации ракетная атака может проводиться сверху вниз, но такой способ требует плотного взаимодействия экипажей в бою. Все остальное, как говорят специалисты, - «от лукавого», хотя и имеет право на жизнь.

О, опыт, сын ошибок трудных…

Для завоевания выгодной для атаки позиции вертолеты выполняют самые различные маневры, главной целью которых является выход в заднюю полусферу противника. Вариантов атак достаточно много, но все они сводятся к следующим постулатам: Выйти в заднюю полусферу противника, не дать ему сорвать атаку за счет резкого снижения скорости или разворота с выходом на встречный курс. Для этого применяются самые разнообразные маневры как по горизонтали, так и по вертикали: боевой и форсированный развороты (когда расстояние между противниками минимально), горка и поворот на горке, косая петля и т.д.
Как показывает опыт боев, количество типовых маневров исчисляется парой десятков. Поэтому действия экипажа должны быть качественно отработаны на практике, чтобы в боевой обстановке летчики могли их быстро и четко выполнять, не задумываясь и не сомневаясь. Цель - выработать своеобразный рефлекс на действия противника.

Виражи, горки и прочие прелести воздушного пилотажа

В НАТО для экипажей ударных и транспортных вертолетов наиболее характерным считается оборонительный воздушный бой, для легких - наступательный. Для обороны у них выработаны четкие правила, главное из которых - разворот не «от», а «на» противника, чтобы быстрее вывести последнего из области возможных атак своего вертолета. Так, если противник находится на дальности, превышающей величину двух радиусов разворота, то необходимо выполнять установившийся разворот с постоянной скоростью. Если расстояние до атакующего вертолета минимально, то выполняется форсированный разворот с интенсивным гашением скорости и уменьшением радиуса. Конечно, потеря скорости в воздушном бою - это плохо, но выход из области возможных атак существенно важнее. Наши вертолетчики применяют точно такую же тактику боя, хотя есть и различия в подходах. Прежде всего, у нас нет настолько ярко выраженной специализации вертолетов для воздушного боя, и связано это не только с тем, что у нас отсутствует отдельный класс легких разведывательных вертолетов, но и с самой спецификой атакующих машин.

Раз, два, три

Во-первых, все наши ударные вертолеты Ми-35, Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор» вооружены не только мощными, подвижными пушечными установками, но и ракетами класса «воздух - воздух» с тепловой ГСН, в отличие от основных американских вертолетов AH-64D Apache Longbow . Естественно, в боекомплект входят ПТУР как с радиокомандной системой наведения, так и с лазерной ГСН.
Во-вторых, БРЭО вертолетов полностью соответствует возможностям НАТОвских машин, а это говорит об одинаковых, в принципе, возможностях экипажей по техническому обнаружению вертолетов противника, в том числе и в сложных метеоусловиях. Конечно, тепловые матрицы у американцев более качественные и обладают большим разрешением, но разница не очень существенна, чтобы оказывать решающее значение в бою.
В-третьих, несмотря на большую взлетную массу, наши новейшие вертолеты маневреннее аналогичных американских на средних и малых скоростях. Как пример можно сравнить одноклассников: AH-64D Apache Longbow и Ми-28Н «Ночной охотник». Российский вертолет на средних и малых скоростях, несмотря на большую массу, легче маневрирует, благодаря большему разносу горизонтальных шарниров втулки несущего винта. Плечо между шарнирами работает, как рычаг, создавая более сильный управляющий момент по отношению к общей массе машины.
С Ка-52 «Аллигатор» и вовсе сравнивать бессмысленно - наш вертолет построен по соосной схеме, что дает ему особые аэродинамические качества по маневрированию. Из-за отсутствия рулевого винта повышается общая энерговооруженность вертолета и увеличивается запас путевого управления. Благодаря этому машина может выполнять полет на недоступных для одновинтовых вертолетов режимах: боком (боковое скольжение) до скорости 120 км/ч и хвостом вперед до скорости до 150 км/ч. Это дает вертолету особые возможности по сопровождению и атаке цели.
Конечно, российские тяжелые боевые вертолеты не сравнятся с маневренностью маленьких и легких небронированных «Кайов», «Кайусов» и «Боингов», но «надавать по шее» могут легко. На стороне российских вертолетов мощные и дальнобойные поворотные пушки и серьезная броня, продвинутое БРЭО и превосходная электронно-оптическая защита, ну и, конечно, ракеты для воздушного боя.

Дела минувших лет

Все, что мы обсуждали до этого момента, по большей части теория, конечно, основанная на боевом опыте. Но ведь вертолеты уже воевали до этого и между собой, и даже с самолетами. Какие были результаты?
Настоящим «вертолётным ристалищем» стал ирано-иракский военный конфликт. Со стороны Ирака в боевых действиях участвовали советские Ми-24, Ми-8 и французская «Газель», а иранская сторона была представлена линейкой вертолетов производства американской компании Bell Helicopter: ударный АН-1J Sea Cobra, наследники знаменитого «ирокеза» AB-214 и AB-412. В процессе боев применялись все виды вооружения от пушек до ПТУРов и противовоздушных ракет, причем в основном ракеты. Итог боев примерно равный.
К слову о защите. В феврале 1986 г. иракский Ми-24Д «в хлам» расстрелял из ЯкБ 12,7 новенькую иранскую Sea Cobra. Ответная очередь из трёхствольной 20-мм пушки оставила только вмятины на броне Ми-24Д.
В том же 1986 г. советский Ми-24В при проведении спецоперации по спасению захваченных душманами советских военнослужащих ракетой «Стрела» уничтожил пакистанскую AH-1W Super Cobra.
1992 г., территория бывшего СССР. В небе Абхазии сразились три практически одинаковых вертолёта. Вертолёт Ми-24ВП российского миротворческого контингента ответил на атаку пары грузинских Ми-24В и сбил один из них противовоздушной ракетой 9М220О комплекса «Атака».
В 1999 г. старенький югославский Ми-24В ракетой 9М114М2 комплекса «Штурм» сбил новейший американский ударный вертолет АН-64D Apache Longbow и транспортный UH-60 Black Hawk. Как ни странно, американцев подвел именно локатор системы Longbow, по пассивному пеленгу на который скрытно вышел югославский пилот. Простейшая система предупреждения об облучении СПО-17 скрытно вывела югославский экипаж на дистанцию стрельбы. Когда пилот Apache увидел на своем радаре Ми-24, было уже поздно, ракета была в пути.
Таких историй много, и большинство из них говорит, что обычно удача на стороне того, кто первым обнаружил цель, что управляемые ракеты применяются чаще, чем стрелково-пушечное вооружение, и что опыт и хладнокровие пилота - главное оружие в бою.

Подписка на журнал

Командования ВВС ряда капиталистических стран, и прежде всего , уделяют большое внимание подготовке тактической авиации, считая ее одним из важных средств достижения своих агрессивных целей в будущей войне. Для этого они выделяют крупные суммы на создание новых истребителей и обучение летного состава с учетом .

По мнению иностранных специалистов, одной из основных задач является завоевание превосходства в воздухе, достигаемое за счет вывода из строя аэродромов и самолётов на них, подавления средств ПСО, а также уничтожения самолётов противника в воздушном бою, который в современных условиях характеризуется скоротечностью, быстрой сменой обстановки, применением управляемых ракет. Пространство, в котором ведется бой, значительно расширилось. Все это привело к изменению тактики воздушного боя и усложнили методику подготовки летного состава.

Обобщая опыт действий авиации во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, иностранные военные специалисты пришли к выводу, что исход воздушного боя во многом зависит от его обеспечения и всесторонней подготовки к нему. Особенно большое влияние па успех современного боя оказывают планирование действий экипажей, организация взаимодействия групп различного тактического назначения и управлений ими с земли.

Планирование воздушного боя, как считают иностранные военные специалисты, является одним из основных элементов подготовки экипажей к выполнению задач. Заранее продуманный план определяет действия летчика с момента взлета самолёта и до его посадки. При его составлении учитываются многие факторы, и прежде всего возможная тактика действий противника, воздушная обстановка, соотношение сил, вооружение самолётов и т. п. Как правило, летчики зарубежных стран стараются строго придерживаться намеченных планов. Например, израильские летчики не вступали в бой, если события развивались не так, как они предполагали.

Bмecтe с тем некоторые иностранные специалисты полагают, что точно спланировать воздушный бой от начала до конца нельзя. Можно только рассчитать маршруты полета, рубежи возможной встречи с противником, а при групповом воздушном бое последовательность действий и взаимодействие отдельных групп различного тактического назначения. Динамика боя, указывают они, якобы не поддается планированию, поэтому большое значение будет иметь тактическое мышление командиров и летчиков. В связи с этим выработке такого мышления у летчиков уделяется первостепенное внимание. Для этого во время учебных тренировок в воздухе создают различную обстановку. В США, например, летчика обязывают провести воздушные бои с экипажами самолётов различных типов, характеристики которых близки к характеристикам современных самолётов вероятного противника.

Большое место в планировании занимает выбор тактики воздушного боя, который, по мнению зарубежных военных специалистов, производится главным образом на основе сравнения боевых возможностей истребителей, и прежде всего их маневренных характеристик (время разгона, радиус и скорость разворота по высотам), а также зон поражения огнём пушек и ракет. Избыток тяги считается решающим в способности самолёта разгоняться до заданной скорости и одновременно показателем уровней ускорений и скороподъемности. Исходя из этих и некоторых других показателей выявляются положительные и отрицательные стороны «поведения» самолётов в бою.

Такой подход к выбору , судя по сообщениям иностранной печати, применяли израильские летчики. В этих целях они тщательно изучали боевые возможности своих истребителей F-4E 2 и 3С и разрабатывали конкретные варианты их использования в различной обстановке. Они пришли к выводу, что самолёт «Фантом» имеет лучшие, чем истребитель «Мираж», характеристики разгона, его оружие способно поражать цель в более широкой зоне по азимуту и углу места. Истребитель же «Мираж», уступая самолёту «Фантом» в тяговооруженности, обладает меньшей нагрузкой на крыло и поэтому превосходит его в маневренности.

Для самолёта «Фантом» выгоднее считалась наступательная тактика с пуском ракет, когда летчик применял «серию прямых атак с отрывом от противника». Расчеты делались на первую неожиданную атаку. Энергичные маневры выполнились только до высоты примерно 5000 м., так как с дальнейшим подъемом из-за малой плотности воздуха осуществлять такие маневры не удавалось. Эту особенность самолёта учитывали и американские летчики во Вьетнаме. Швейцарский журнал «Интеравиа» писал, что экипажи самолётов «Фантом» вели там воздушные бои на высотах ниже 4500 м. и на скоростях М=0,8-1,1.

Иностранные летчики подчеркивали, что высокая тяговооружённость самолётов «Фантом» позволяла летчику в случае необходимости сближаться с воздушной целью, то есть контролировать расстояние до нее. Переход к длительному маневрированию для занятия выгодного положения по отношению к уклоняющемуся от боя противнику был для «Фантома» «противопоказан», так как он быстро терял энергию на форсированном развороте, угловая скорость которого зависела от нагрузки на крыло, а не от тяговооруженности.

Самолёт «Мираж» хорошо зарекомендовал себя в ближнем маневренном бою, когда нужно перехватить инициативу после размыкания и «затягивания» противника в вираж или нисходящую спираль (рис. 1). В таком бою ухудшаются условия применения управляемых ракет, имеющих ограничения по перегрузке. Поэтому летчики истребителя «Мираж» были обязаны умело пользоваться пушками.

Рис. 1. Завязка ближнего маневренного боя самолётами «Мираж» 3С: 1 - начало атаки с задней полусферы; 2 - маневр «дифенсив сплит» - расхождение пары для отражения атаки; 3 - боевой разворот вправо; 4 - разворот со снижением влево (по горизонту); 5 - маневр «сизорс» - ножницы; 6 - атака после применения маневра «хай-спид» - разворота с набором высоты

В воздушном бою вышеуказанные самолёты дополняли друг друга, взаимно компенсируя недостатки. Характерным в этом отношении является их совместное участие в групповых воздушных боях.

Современный групповой воздушный бой, как указывалось в зарубежной печати, разделяется на несколько этапов, при этом в каждом из них основная роль отводится одной из групп специального тактического назначения. Например, израильское командование для ведения группового воздушного боя формировало следующие группы истребителей: ударную, демонстративную, прикрытия и наращивания усилий (резерва). Это вызывалось необходимостью наиболее эффективного применении ракетного оружия.

В иностранной печати сообщались, что в процессе прицельного пуска управляемых ракет должны соблюдаться довольно жесткие условия по дальности и перегрузке. Результативная ракетная атака по маневрирующей цели с близкого расстояния невозможна. Атакующему самолёту при пуске необходимо выдерживать почти прямолинейную траекторию. Чтобы истребители ударной группы сумели выполнить это условие, а противник не смог вовремя заметить летящую ракету и уклониться от атаки, бой обычно завязывала демонстративная группа. Она отвлекала на себя истребители противника (например, путем ложного вторжения в зону обзора РЛС) и не принимала бой, а улетала на свою территорию под защиту наземных средств ПСО.

Имитация лобовой атаки выполнялась, чтобы расчленить боевой порядок противника с последующим уничтоженном ударной группой оторвавшихся от строя одиночных самолётов (рис. 2). Нередко, выполнив свою задачу, демонстративная группа привлекалась для наращивания усилий или для прикрытия ударной группы в воздушном бою. Такие же функции возлагались и на группу резерва. В ударную группу обычно включались самолёты «Фантом», а и группу прикрытия - истребители «Мираж».

Рис. 2. Имитация лобовой атаки демонстрационной группой с целью расчленения боевого порядка самолётов противника

Управление израильскими истребителями, как об этом сообщалось в иностранной печати, осуществлялось с наземных командных пунктов, получавших данные о воздушной обстановке с помощью РЛС обнаружения и наведения. Для непосредственного руководства воздушным боем ближе к району боевых действии выдвигались передовые пункты наведения, которым назначались зоны ответственности. Этим органам принадлежала основная роль в координации действий групп различного тактического назначения.

Расчеты КП комплектовались из опытных офицеров, имевших летное образование и хорошо понимающих тактическую обстановку. Оборудование КП включало обзорные планшеты, индикаторы наведения и карту с нанесенными рубежами обнаружения и поражения различных средств ПСО. Положение рубежей постоянно корректировалось на основе данных радиотехнической разведки.

Кроме управления истребителями, в обязанность КП входило: информировать летчиков о действиях противника, вводить в бой резерв, определять момент выхода из боя, следить за остатком топлива самолётов, а также обеспечивать их пролет через зону своей системы ПСО.

Для уточнения воздушной обстановки боевые расчеты КП широко использовали данные радиоперехватов переговоров летчиков противника. Экипажам своих самолётов в случае прекращения связи с КП принимать незапланированные решения не рекомендовалось.

Передовые пункты наведения осуществляли наблюдение за воздушной обстановкой своей зоны и, обнаружив самолёты противника, нацеливали на них истребители «Мираж», которые дежурили на малой высоте вблизи линии фронта. Как только воздушный противник пересекал рубеж ввода в бой истребителей, сразу же давалась команда на включение станции радиопомех, а затем на проведение атаки.

Рассмотренные выше особенности, как считают иностранные военные специалисты, свойственны ближнему маневренному бою, в котором участвуют истребители, оснащенные пушками и ракетами небольшой дальности стрельбы. В настоящее время, судя по сообщениям иностранной печати, за рубежом ведутся исследования по проблеме на ЭВМ. Этот вид боя будут вести самолёты, имеющие РЛС, прицельные системы и УР класса «воздух - воздух», которые позволят обнаруживать цель и поражать ее на больших дальностях.

В таком бою, как полагают, роль планирования и управления истребителями с земли повысится, а деление самолётов на группы различного тактического назначения примет иной характер. Однако и в этом случае может возникнуть ситуация (например, при внезапном появлении самолётов противника), когда у экипажей не хватит времени для подготовки пуска ракет большой дальности. Это приведет к необходимости ведения ближнего маневренного боя.

Таким образом, зарубежные военные специалисты считают, что современный воздушный бой зависит не только от качества боевых самолётов и квалификации летчиков, но и от того, как он обеспечивается в воздухе и с земли. В будущих войнах бой будет вестись как на ближних, так и на дальних дистанциях.