Терминология в гимнастике учебно-методическое пособие по физкультуре на тему. Характеристика и значение упражнений в висах и упорах Висы и упоры в гимнастике

Ярославской области
Рыбинский педагогический колледж

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по гимнастике
специальность 050720 «Физическая культура»
на тему:
«Висы и упоры.
Методика обучения висам и упорам с 1 по 11 класс общеобразовательной школы»

Студента 5 курса Ф группы:
Голеухина Андрея

Преподаватель:
Смирнова Татьяна Владимировна

Рыбинск
2011
Оглавление

Введение………………………………………………………… ………………………..3

    Определение висов и упоров. Виды висов и упоров…………………………….4
    Значение висов и упоров………………………………………………………….. .6
    Методика обучения висам и упорам с 1 по 11 класс общеобразовательной школы………………………………………………………………… ……………….8
Заключение…………………………………………………… ………………………...41
Литература…………………………………………………… …………………………42

Введение
Гимнастика – одно из наиболее массовых и доступных средств физического воспитания человека. Её значение обусловлено эффективностью воздействия на организм занимающихся, доступностью и разнообразием средств.
Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях.
Гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Она является хорошим средством для укрепления здоровья и играет существенную роль в оздоровлении людей разного возраста и пола, разного уровня физической подготовленности, спортсменов и начинающих заниматься спортом. Гимнастические упражнения оказывают положительное влияние на показатели деятельности жизненно важных органов и систем, активизируют обмен веществ, развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают кондиции (силу, выносливость, гибкость, координацию) и фигуру (путем снижения количества жира, исправления осанки, изменения пропорций тела). Средства гимнастики благотворно влияют на формирование личности.
Рассмотрим висы и упоры, которые являются одними из видов упражнений на снарядах и благоприятно влияют на организм, укрепляя опорно-двигательный и нервно-мышечный аппараты.

    Определение висов и упоров. Виды висов и упоров
Вис: 1. Гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. 2. В акробатике - положение верхнего, при котором его плечи находятся ниже хвата руками. Различают висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).
- вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры (напр., на брусьях разной высоты).
- вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед снарядом или позади него.
- простой вис. Положение в висе, когда снаряд захватывается одной частью тела (руками, ногами, носками).
- вис сзади. Вис на отведенных назад руках.
- смешанный вис. Положение в висе с дополнительной опорой о снаряд или пол др. частью тела.
- вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
- вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
- вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперед, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
- вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями (на брусьях разной высоты - бедрами) впереди или сзади места хвата.
- вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.
На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.
В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.
Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения её назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.
Упор: 1. Гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры. Различают упоры простые и смешанные.
- упор боком. Смешанный упор. Положение с прямым телом боком к снаряду и опорой одной рукой и ногами.
- упор верхом. см. УПОР ноги врозь правой (левой).
- горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении.
- упор кольцом. Смешанный упор. Положение лежа на животе с опорой руками и бедрами согнутых назад ног, касаясь ступнями головы.
- упор лежа. Смешанный упор. Положение с опорой прямыми руками и носками вытянутых ног.
- упор лежа на бедрах. Смешанный упор. Положение лежа с опорой прямыми руками и передней поверхностью бедер.
- упор на коленях. Смешанный упор. Положение стоя на коленях с опорой руками.
- упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья.
- упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине.
- упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.
- упор ноги врозь вне. Упор с прямыми широко разведенными горизонтально нога ми, расположенными за руками.
- упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.
- упор присев. Смешанный упор. Положение приседа, колени вместе, с опорой руками около носков.
- простой упор. Положение с опорой только руками.
- разный упор. 1). Положение на женских брусьях, когда одна рука находится в упоре на нижней жерди, а другая - в упоре на руке на верхней. 2). Положение на коне, когда одна рука опирается на ручку, другая - на тело снаряда.
- упор сзади. 1). Смешанный упор. Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. . Положение в упоре, когда снаряд находится за телом.
- смешанный упор. Положение с опорой не только руками, но и др. частью тела.
- упор спереди. 1). Смешанный упор. Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2). Положение в упоре, когда снаряд находится перед телом.
- упор стоя ноги врозь. Смешанный упор с прямыми разведенными ногами.
- упор стоя согнувшись. Смешанный упор. Стоя наклон вперед с опорой руками.
2. В акробатике вертикальное или горизонтальное положение занимающегося с опорой на руки и расположением плеч выше точек опоры. Разновидности упоров: углом, высокий угол, на локтях, на локте с поддержкой, на локте ("крокодил"), горизонтальный упор и т. д. Упор в групповой акробатике - это положение на партнере, при котором плечи верхнего находятся выше (на уровне) опоры, а усилия направлены на отталкивание.
    Значение висов и упоров
Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.
В I классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и под-лезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоро-стно-силовых качеств.
Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) - положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошем осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.
Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.
По своей физиологической характеристике висы и упоры относятся к группе упражнений, для которых характерным элементом является силовое напряжение. Висы и упоры имеют большое прикладное значение и используются в лечебной физической культуре, как средство профилактики, коррекции и т.д.
В лечебной физкультуре висы применяются в двух видах:
1) висы чистые;
2) висы смешанные.
Упражнения в чистом висе
При чистых висах вся нагрузка при выполнении упражнений осуществляется мышечными группами верхних конечностей и корпуса. Другими словами, тяжесть тела преодолевается работой ограниченных мышечных групп, имеющих непосредственное отношение к движениям грудной клетки.
При чистых висах грудная клетка фиксируется в определенном положении, что зачастую вызывает задержку дыхания и натуживание. Последнее, повышая внутригрудное давление, задерживает приток венозной крови к сердцу, способствуя проявлению застойных явлений, особенно в венозной системе головы и шеи и в малом круге кровообращения.
и т.д.................

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Предлагаемый словарь содержит термины, необходимые спе­циалисту по физической культуре, и не включает термины, ис­пользуемые в спортивной гимнастике на уровне высокого мастер­ства. В словарь не включены также термины, которые достаточно подробно описаны в главе «Терминология гимнастики», а также очевидные, сходные с бытовыми выражениями (напр.: медлен­ный, ноги врозь, на носках). В алфавитном порядке приводятся только основные термины, все остальные сгруппированы в тема­тические группы.

ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ

Общие понятия

ЭЛЕМЕНТ - кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризу­ющееся законченностью и невозможностью расчленения на составляю­щие элементы.

СОЕДИНЕНИЕ - совокупность последовательно и слитно исполня­емых элементов, при этом выполнение элемента в соединении каче­ственно отличается от его изолированного выполнения.

КОМБИНАЦИЯ - совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как пра­вило, соскок) элементами.

Характеристики движений

ОДНОИМЕННЫЕ - движения, совпадающие: по направлению со стороной конечности - правой вправо или левой влево; с одноименным поворотом - это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.

РАЗНОИМЕННЫЕ - движения, противоположные: по направле­нию стороне конечности - правой влево или левой вправо; с разно­именным поворотом - это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.

ПООЧЕРЕДНЫЕ - движения, выполняющиеся сначала одной ко­нечностью (рукой или ногой), затем другой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ - движения, выполняющиеся одно за дру­гим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амп­литуды.

ОДНОВРЕМЕННЫЕ - движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметрич­ными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асим­метричными.

Предлоги

на - указывает, какой частью тела выполняется опора, например: на голове, на предплечьях, на правой (ноге), на животе;

в - указывает (если необходимо) конечное положение, например: в стойку на руках, в упор сзади;

с - ставится между элементами, выполняемыми одновременно.

СОЮЗ «и» - ставится между элементами, выполняемыми слитно в указанной последовательности.

Группы элементов

УПОРЫ ПРОСТЫЕ - выполняются опорой только руками.

УПОРЫ СМЕШАННЫЕ - выполняются: с дополнительной опо­рой, кроме рук (чаще ногами); с захватом только одной частью тела - руками (рукой), согнутыми ногами, носками.

ВИСЫ СМЕШАННЫЕ - выполняются с дополнительной, кроме захвата руками, опорой.

ПРЫЖКИ ПРОСТЫЕ - выполняются полетом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.

ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ - выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом.

Примечание: определения упоров, висов, прыжков см. в разделе основных терминов.

КОНКРЕТНЫЕ ТЕРМИНЫ

Основные

БЕГ - передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. В художественной гимнастике различают следующие виды бега (указаны отличия от одноименных видов шага - см. Шаг: мягкий - с без­опорной фазой и более эластично; перекатный - с безопорной фазой и более эластично; пружинный - состоит из ряда подскоков с поочеред­ными толчками ног; в фазе полета тело выпрямлено, ноги прямые, нос­ки оттянуты; острый - выполняется менее резко, свободная нога выно­сится вперед быстрым коротким движением и не касается пола носком; высокий - маховое движение бедра при сгибании ноги вперед и фаза полета.

ВИС - положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.

«Звездочка» рядом с основным термином указывает на то, что данный термин обозначает конкретный элемент не только в сочетании с дополнительным термином, но и сам по себе.

ВОЛНА - целостное движение с последовательным выведением впе­ред и назад звеньев тела снизу вверх; может выполняться рукой (рука­ми).

ВСКОК - прыжок на снаряд с указанием положения, в которое он выполняется.

ВХОД - из упора (в том числе стоя) переход с поворотом кругом в упор на ручках коня.

ВЫКРУТ - переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, вы­полняемый вращением в плечевых суставах.

ВЫХОД - из упора на ручках (в том числе стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор на теле и ручке.

ГРУППИРОВКА - положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лежа, Г. в приседе, широкая Г.

ДВИЖЕНИЕ ПРУЖИННОЕ - выполняется из и. п. руки в стороны: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружи­ну; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение вы­полняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа.

КАЧ - колебательное движение гимнаста вместе со снарядом.

КРУГ - а) движение руками (рукой) по окружности на 360°; б) дви­жение ногами (ногой) по окружности на 360° путем перемахов над сна­рядом или полом.

КУВЫРОК - вращательное движение тела с последовательным ка­санием опоры и переворачиванием через голову.

КУРБЕТ* - прыжок с рук на ноги.

МАХ - движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание - несколько махов, выполняемых попеременно в противоположных на­правлениях; взмах - быстрое движение ногой (ногами) в одном направ­лении с возвращением в и. п.; отмах - махом переход из упора в вис или более низкий упор; перемах - движение ногой или ногами над по­лом или снарядом.

МОСТ - максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).

МОСТ* - выполняется опорой двумя руками и двумя ногами.

НАКЛОН - отведение туловища или головы относительно верти­кального положения; разновидности: пружинящий - выполняется не­сколькими движениями с неполным возвращением в и. п. в промежутках между ними; касаясь - выполняется с касанием пола руками (рукой).

ОБОРОТ - круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приве­денными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.

ОПУСКАНИЕ - спад, выполняемый медленно, силой (см. Спад).

ПЕРЕКАТ - вращательное движение тела с последовательным каса­нием опоры без переворачивания через голову; согласно определению П. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком (ср. Кувырок).

ПЕРЕВОРОТ - вращательное движение тела с полным переворачи­ванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различа­ют П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полета), темпо-

вой П. или просто П. (махом одной, толчком другой ноги, с одной фазой полета), медленный П. или «перекидка» (без фаз полета); б) на снарядах П. выполняется через стойку на руках, на плечах, на голове.

ПЕРЕЛЕТ - перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.

ПЕРЕСКОК - а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.

ПЕРЕХОД - перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).

ПОВОРОТ - движение тела вокруг своей продольной оси; П. туло­вища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота - поворот на 45° в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется 77. плечом вперед или назад.

ПОДСКОК - небольшое подпрыгивание на месте или с продвиже­нием в указанном направлении.

ПОДЪЕМ - переход в упор из виса или более низкого упора.

ПРИСЕД - положение на согнутых ногах опорой на носках; полу­присед - положение на неполностью согнутых ногах опорой на всю сто­пу; упор присев - сочетание Я. с опорой или касанием пола руками.

ПРЫЖОК - свободный полет после толчка ногами или одной но­гой.

РАВНОВЕСИЕ - стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.

РОНДАТ - переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.

САЛЬТО - безопорное вращательное движение тела после отталки­вания или отпускания рук.

СЕД - положение сидя без выраженной дополнительной опоры; упор сидя - смешанный упор, сочетающий положение сидя и суще­ственную опору руками.

СКРЕЩЕНИЕ - два одновременных встречных перемаха; разновид­ности: прямое С. - выполняется в продолжение одноименного перема­ха; обратное С. - выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).

СОСКОК - спрыгивание со снаряда.

СПАД - переход из упора в вис или более низкий упор.

СТОЙКА - а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху - с указанием опоры.

УПОР - положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.

УПОР - вертикальное положение тела с опорой прямыми, направ­ленными вниз руками

ХВАТ - способ держания за снаряд; перехват - изменение X .

ШАГ - перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее; на Ш. - означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновиднос­ти Ш. (движения рук здесь не указываются): мягкий - с носка с корот­ким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в верти­кальной плоскости; перекатный - с носка, при выносе другой ноги впе­ред опорная слегка сгибается и разгибается, пружинный - как перекат-

ный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый - с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий - с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной - с носка одной ногой и приставлением другой; переменный - сочетание пристав­ного Ш. и обычного; скользящий - скользящим движением выставляе­мой ноги.

ШПАГАТ* - сед с предельно разведенными ногами; Ш. пра­вой (левой) - указана нога, находящаяся впереди.

Дополнительные

Основные положения рук

ВПЕРЕД

ВВЕРХ

ВНИЗ (в и. п. не указывается)

НАЗАД (до отказа)

ВПРАВО или ВЛЕВО

В СТОРОНЫ

Дугообразные движения рук и направления их выведения в промежуточные положения

(ДУГАМИ) ВПЕРЕД - см. также правила сокращений

(ДУГАМИ) КВЕРХУ

(ДУГАМИ) КНИЗУ

(ДУГАМИ) НАЗАД

(ДУГАМИ) ВПРАВО или ВЛЕВО

(ДУГАМИ) НАРУЖУ или ВНУТРЬ

ДУГОЙ - а) движение рукой по окружности более чем на 90°, но менее чем на 360°, начинающееся в указанном направлении и продол­жающееся до указанного далее конечного положения; б) на снаряде - движение, начинающееся спадом, с последующим подъемом из ниж­ней точки.

ВНЕ - а) положение ноги (ног) с внешней стороны руки (рук); б) положение снаружи двуосевого снаряда.

ВНУТРИ - а) положение ноги (ног) между опорными руками; б) по­ложение гимнаста внутри брусьев или лестницы.

ПРОДОЛЬНО - плечевая ось параллельна оси снаряда.

ПОПЕРЕК - плечевая ось перпендикулярна оси снаряда.

СТОЯ - а) положение, при котором гимнаст опирается ногами о пол или снаряд, образуя с ним угол более 45°, т.е. вертикальное или ближе к вертикальному; б) положение ног, близкое к вертикальному (в положениях: упор стоя согнувшись, упор стоя ноги врозь).

ЛЕЖА - положение, при котором гимнаст находится в горизонталь­ном состоянии или ближе к горизонтальному.

СИДЯ - положение, при котором гимнаст использует опору тазом или задней поверхностью бедра (бедер).

СПЕРЕДИ - лицом или передней поверхностью туловища к удержи­ваемому снаряду или опоре.

СЗАДИ - спиной к удерживаемому снаряду или опоре.

БОКОМ - указываемым (левым или правым) боком к снаряду или опоре.

ПРОГНУВШИСЬ - прямое туловище, слегка отведенные назад пле­чи, прямые ноги, приподнятая голова (не указывается, если это предус­мотрено техникой исполнения).

СОГНУВШИСЬ - тело согнуто в тазобедренных суставах почти мак­симально.

УГЛОМ - прямые ноги образуют с туловищем прямой угол.

ВЫСОКИМ углом - прямые ноги максимально приведены к туло­вищу и находятся в положении, близком к вертикальному.

С ЗАХВАТОМ - прямые ноги максимально приведены к туловищу с удержанием рук ногами.

МАХОМ - выполняется за счет инерции движения гимнаста.

СИЛОЙ - выполняется медленно, за счет мышечных усилий гимна­ста.

РАЗГИБОМ - выполняется за счет ускоренного разгибания в тазо­бедренных суставах.

ПЕРЕВОРОТОМ - выполняется с переворачиванием через голову (назад; если вперед, то это оговаривается).

ОДНОЙ, ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ (устар. «верхом») - а) положение ноги врозь, одна (указываемая) нога впереди; б) подъем в положение ноги врозь одной.

НА ОДНОЙ, НА ПРАВОЙ, НА ЛЕВОЙ (устар. «завесой»): а) с опо­рой согнутой (указываемой) ногой; б) подъем, выполняемый опорой на указываемую согнутую ногу (в положение ноги врозь одной).

ДВУМЯ (устар. «вперед») - характеристика подъема, выполняемого на перекладине перемахом обеими ногами и разгибом в упор сзади.

ВРОЗЬ (стойка ноги врозь) - ноги в стойке расставлены на шаг (разг. «ноги на ширине плеч»).

УЗКАЯ (стойка ноги врозь) - ноги расставлены в стойке вдвое мень­ше, чем в стойке ноги врозь.

ШИРОКАЯ (стойка ноги врозь) - ноги в стойке широко разведены в стороны.


КОНСПЕКТ УРОКА № 28 для VI класса

Общие задачи урока

Образовательные

    Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (девочки).

    Добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема переворотом махом одной, толчком другой (мальчики).

    Совершенствовать выполнение изученных акробатических элемен­тов в комбинации (мальчики, девочки).

Оздоровительные

    Содействовать развитию координации движений и ориентировки в пространстве.

    Развивать силу мышц рук и плечевого пояса.

Воспитательные

    Формировать навыки дружной и согласованной работы при выпол­нении учебных заданий в группах.

    Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять в полном объеме нагрузку на уроке.

Необходимый инвентарь, пособия, технические средства обучения:

гимнастические маты, перекладина, козел, гантели, карточки для круговой тренировки. Основная часть 24 мин.







434







436

Введение 3

Часть первая. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ 5

Глава 1. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина 5

    Задачи и методические особенности гимнастики 5

    Классификация видов гимнастики 8

    Оздоровительные виды гимнастики 9

    Образовательно-развивающие виды гимнастики 11

    Спортивные виды гимнастики 13

1.3. Гимнастика как учебно-педагогическая и научная
дисциплина 14

Глава 2. Исторический обзор развития гимнастики 16

    Закономерности развития гимнастики 16

    Гимнастика у древних народов 17

    Гимнастика в Средневековье 24

    Гимнастика в эпоху Возрождения 25

    Гимнастика в Новое время 27

    Возникновение национальных систем гимнастики 29

    Развитие гимнастики во второй половине XIX - нача­ле XX века 34

    Гимнастика в дореволюционной России 36

    Развитие гимнастики в России после 1917 г 43

2.10. Возможные пути дальнейшего развития гимнастики 54

Глава 3. Терминология гимнастики 56

    Характеристика гимнастической терминологии 56

    Правила гимнастической терминологии..57

    Способы образования терминов 57

    Правила применения терминов 58

    Правила сокращения (опускание отдельных терминов) 59

3.3. Запись гимнастических упражнений 60

    Формы и типы записи упражнений 60

    Текстовая запись конкретных упражнений 62

3.4. Правила записи общеразвивающих упражнений 64

3.4.1. Запись общеразвивающих упражнений

без предмета 64

    Положения и движения звеньев тела 67

    Запись общеразвивающих упражнений

с предметами 71

3.5. Правила записи упражнений на снарядах, вольных,

акробатических и художественной гимнастики 73

    Запись упражнений на гимнастических снарядах....73

    Упражнения на гимнастической стенке,

скамейке и в парах 75

    Запись акробатических упражнений 78

    Запись вольных упражнений 80

    Запись упражнений художественной гимнастики....81

Глава 4. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике 83

    Причины травматизма и способы его предупреждения 83

    Характеристика травм на занятиях по гимнастике

и их профилактика 86

    Требования к местам проведения занятий 87

    Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма 90

    Обучение приемам страховки и помощи 92

    Врачебный контроль и самоконтроль 93

Глава 5. Основы техники гимнастических упражнений 96

    Техника гимнастических упражнений и законо­мерности, лежащие в ее основе 96

    Статические упражнения 101

    Динамические упражнения 104

    Основные понятия и законы динамики 106

    Отталкивание и приземление 107

    Реактивное движение и реактивная сила

(реакция опоры), хлестовое движение ПО

    Вращательные движения 112

    Маховые упражнения 116

    Силовые упражнения 119

5.4. Общие правила анализа техники исполнения
гимнастических упражнений 120

Глава 6. Основы обучения гимнастическим упражнениям 121

    Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям 121

    Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов 124

    Обучение гимнастическим упражнениям 135

    Ознакомление с изучаемым упражнением, созда­ние о нем предварительного представления 136

    Разучивание упражнения 143

    Закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения 145

6.4. Практическая реализация принципов дидактики

при обучении упражнениям 146

6.5. Методы, приемы и условия успешного обучения
гимнастическим упражнениям: 148

Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки

и их оборудование 153

    Физкультурные залы и их оборудование 153

    Многокомплексные гимнастические снаряды 157

    Гимнастические площадки и их оборудование 159

    Технические средства, используемые на занятиях

по гимнастике в общеобразовательной школе 161

Глава 8. Научная работа по гимнастике 163

    Научная работа учителя физической культуры 163

    Гимнастика как научная дисциплина 164

    Вопросы гимнастики, требующие исследований 165

    Выбор темы для исследования 169

    Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса 170

    Гипотеза 174

    Цель и задачи исследования 180

    Методы исследования 180

    Анализ и обобщение опыта передовой практики

и литературных данных 181

    Педагогическое наблюдение 183

    Анкетирование, интервью, беседа 185

    Индуктивный и дедуктивный методы 186

    Педагогический эксперимент 186

    Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования 188

    Оформление научного труда 190

    Требования, предъявляемые к языку и стилю 192

Часть вторая. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ 195

Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные

упражнения 195

    Строевые упражнения 195

    Общеразвивающие упражнения 204

    Прикладные упражнения 210

Глава 10. Упражнения гимнастического многоборья 223

    Вольные упражнения 223

    Упражнения на коне 229

    Упражнения на кольцах 235

    Опорные прыжки 245

    Упражнения на брусьях 257

    Упражнения на перекладине 270

    Упражнения на брусьях разной высоты 282

10.8. Упражнения на гимнастическом бревне

Глава 11. Акробатические упражнения 293

    Характеристика и назначение акробатических упражнений 293

    Обучение основным акробатическим упражнениям 296

Глава 12. Упражнения художественной и ритмической гимнастики 310

    Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики 310

    Характеристика и назначение упражнений ритмической гимнастики 319

    Составление комплексов упражнений 324

    Формы проведения занятий 328

Глава 13. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике 330

Глава 14. Слово педагога в комплексе средств гимнастики 334

Часть третья. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

ГИМНАСТИКОЙ 339

Глава 15. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе 339

15.1. Урок гимнастики в школе 339

    Основные задачи урока 339

    Общие требования к уроку 340

    Подготовительная часть урока 342

    Основная часть урока 346

    Заключительная часть урока 349

    Организация учебного труда на уроке 350

    Организация урока и способы управления занимающимися 351

    Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп...354

    Массовые гимнастические выступления 357

Глава 16. Прогнозирование способностей гимнастов и методика отбора
детей для занятий гимнастикой со спортивной
направленностью 360

16.1. Требования гимнастики как вида спорта

к способностям занимающихся 360

    Изучение и развитие способностей у гимнастов 361

    Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой

со спортивной направленностью 382

Глава 17. Основы спортивной тренировки юных гимнастов 385

    Спортивная тренировка 385

    Этапы спортивной тренировки 387

17.2.1. Начальная спортивная тренировка 388

    Начальная специализированная тренировка 389

    Углубленная специализированная тренировка гимнастов 13-16 лет 390

    Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов 392

    Принципы спортивной тренировки гимнастов 396

    Путь к высокому спортивному мастерству 397

Глава 18. Планирование и учет работы по гимнастике 398

    Структура тренировочного процесса 399

    Учет результатов учебно-тренировочной работы 403

Глава 19. Организация и проведение соревнований по гимнастике 403

    Педагогическое и агитационное значение соревнований 403

    Виды и характеристика соревнований 405

    Документы, необходимые для проведения соревнований 406

    Состав и работа судейской коллегии

на соревнованиях 412

    Подготовка и проведение соревнований 413

    Судейство соревнований 414

    Особенности проведения массовых соревнований 416

    Подготовка судей по гимнастике 418

Глава 20. Методическая подготовка учителя физической культуры,

Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и пере­мещения занимающегося на гимнастических снарядах. Эти упраж­нения доступны детям с 7-летнего возраста.

Различные сочетания положений (поз) и движений в висах и упорах выполняются в тоническом, изометрическом и ауксотони-ческом режимах, что позволяет оказывать разностороннее воздей­ствие на организм занимающихся и решать самые различные

Общее воздействие. Принятие различных положений в. смешан­ных висах, упорах и седах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, ко­торые характерны для описываемых упражнений, требуют мень­ших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Упражнения в висах и упорах оказывают общее воздей­ствие, гармонически развивают все физические качества, особенно статическую силу. Кроме того, перемещение тела из одного поло­жения в другое требует динамических мышечных усилий, что важ­но для развития скоростно-силовых качеств.

Тренирующее воздействие на внутренние органы. Различные положения тела занимающихся (горизонтальные, наклонные и вер­тикальные-головой вниз) влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равнове­сия, поэтому упражнения в висах и упорах полезны для трениров-


ки сердечно-сосудистой и дыхательной систем и воспитания уме­ния сохранять хорошую ориентировку в необычных положениях тела.

Формирование осанки. Выполнение упражнений в висах, упорах и седах связано с удержанием равновесия тела на снаряде и сохра­нением правильной осанки, что требует от занимающегося умения хорошо координировать работу многих мышечных групп.

Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражне­ний в висах, упорах и седах, а также наличие тонических рефлек­сов, охватывающих всю мускулатуру тела, и их способность пере­распределять тонус мышц создают благоприятные условия для сохранения равновесия тела и удержания определенных поло­жений.

Регулярное выполнение хорошо отработанных упражнений в висах, упорах и седах на различных гимнастических снарядах яв­ляется эффективным средством формирования правильной осанки.

Выработка дифференцировок пространства, времени и степени мышечных усилий. При выполнении упражнений в висах и упорах учащиеся овладевают умением выполнять различные перемещения тела в пространстве с различной скоростью и с разным характе­ром мышечных усилий. Чтобы научить занимающихся оценивать свои движения и управлять ими, нужно предлагать специальные задания. При выполнении упражнений в висе или упоре лежа мож­но давать задание оценивать угол наклона тела или угол сгибания тела, а при сгибании рук или туловища - определять время, за­трачиваемое на выполнение этих действий, и характер мышечных усилий (выполнять движения быстро и медленно с максимальными и минимальными мышечными напряжениями).


В выполнении любых движений принимают участие все органы чувств: зрение, слух, мышечная, кожная и вестибулярная чувстви­тельность. Особое место в управлении движениями занимает мы­шечное чувство. «Роль мышечного чувства,- пишет проф. А. Н. Кре­стовников,- чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осу­ществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о време­ни и пространстве» *.

Однако следует учитывать, что умение оценивать движения в пространстве, времени, а также по степени мышечных усилий воз­можно только при выполнении специальных упражнений, какими являются упражнения в висах, упорах и седах на гимнастических снарядах. Для формирования первоначальных умений управлять ■ своими движениями можно использовать следующие упражнения:

1. Принять положение виса лежа так, чтобы угол наклона тела по отношению к полу (рис. 97) был равен 45°. Определить точ­ность выполнения задания может учитель или один из учащихся, который, стоя сбоку, зрительно измеряет угол наклона тела по

*А. Н. Крестовников. Очерки по физиологии физических упражне­ний. М., ФиС, 1951, стр. 64.


Градуированной шкале, на фоне которой выполняется упражнение. Срочная информация о величине ошибки дает возможность зани­мающемуся сравнить возникшие у него мышечные ощущения от выполненного действия с полученными результатами и исправить ошибку. Повторяя это задание, занимающиеся достигают высокой точности движений.

2. То же, но выполнить вис лежа под углом 35 и 25°.

3. То же, но принять положение виса лежа и определить угол наклона тела.

4. Принять положение виса лежа и согнуться в тазобедренных суставах на заданный угол (150, 120, 90°; рис. 98).

5. Из виса лежа ноги назад (рис. 99) прогнуться на 200 и 210°. Путем срочной информации о степени прогибания выработать диф-ференцировку степени прогибания на 200 и 210°.

6. Из упора лежа, руки на гимнастической скамейке, прогиба­ние тела на 200 и 210° и сгибание его на 90 и 150°.

7. То же, но выполнять упражнения медленно (на 3-4 счета)^ и быстро (на 1 счет) и по сигналу (хлопок).


ных групп мышц и регулирования их напряжения. Обучать этим действиям удобно в процессе выполнения упражнений в висах и упорах.

Классификация упражнений

Висы и упоры относятся к наиболее простым статическим и си­ловым упражнениям.

Статические упражнения - это неподвижные положения в сме­шанных и простых висах, упорах и седах, выполняемых на гимна­стических снарядах, стенке, лестнице, канате.

Статические упражнения в смешанных висах

Вис стоя - наклонное положение тела стоя при хвате руками за снаряд (рис. 100), туловище и ноги выпрямлены, голова прямо, как при стойке «смирно».

Вис стоя согнувшись - в висе стоя тело согнуто, спина прямая, голова отведена назад (рис. 101).

1.Энергичное, с силой сжимание кисти в кулак и разгибание пальцев.

2.Сжимание пальцами резинового мяча или кистевого эспандера.

3.Круговые движения кистями при различных положениях рук: вниз, вперед, в стороны, вверх.

4.В паре, соединив пальцы в замок, поочередное, с силой, оказывая сопротивление, сгибание и разгибание кистей.

5.То же самостоятельно, соединив пальцы в замок.

6.Перетягивание в парах, держась руками за гимнастическую палку (кисти партнеров соприкасаются).Перетягивание в парах в обоюдном хвате согнутыми пальцами.

7.В паре выкручивание и вырывание гимнастической палки.

8.Из положения стоя лицом к стене, руки вперед, ладонями книзу (расстояние от кончиков пальцев до стены 15-30 см) падение вперед и отталкивание от стены прямыми руками, акцентируя внимание на движении кистей.На гимнастической стенке (см. рисунок на с. 14).
9.Стоя спиной к стенке, в полуприседе, хват прямыми руками над головой - провисая, шаг вперед, оттягиваясь от стенки (смотреть прямо). Выполнять поочередно правой и левой ногой.

10. Из широкой стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне плеч - поочередные приседания на левой и правой ноге, провисая в плечевых суставах и выпрямляя тело при вставании.

11.Из стойки на седьмой-восьмой рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне пояса - пружинящие приседания поочередно на левой и правой ноге, опуская другую вниз и провисая.

12.Из стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват руками на уровне груди, отклонившись прямым телом назад (вис стоя) - наклоняясь вперед и провисая, принять положение виса стоя согнувшись. То же, отводя назад поочередно правую или левую ногу и оттягиваясь от стенки.

13.В висе спиной к стенке сгибание ног вперед, постепенно увеличивая амплитуду движения до касания коленями груди.

14.В висе спиной к стенке поднимание прямых ног вперед и вверх, постепенно увеличивая амплитуду движений до касания носками стенки над головой.

15.Из виса стоя сзади согнувшись, спиной к стенке, толчком ног переход в вис прогнувшись, То же медленно, силой.

16.Стоя спиной к стенке, хват руками за головой - опуститься в вис, выпрямив ноги вперед до касания пятками пола и, отталкиваясь спиной и прогибаясь, встать, оттягиваясь от стенки.

17.Из виса спиной к стенке махом ног вперед соскок. Постепенно увеличивать высоту виса и дальность соскока.

18.Из виса лицом к стенке махом ног назад соскок.

19.В висе спиной к стенке махи ногами вправо и влево, постепенно увеличивая их амплитуду.

20.Из виса на согнутых руках, лицом к стенке, медленное опускание в вис, вытягиваясь «в струнку» и провисая. И. п. принимать, переступая по рейкам.

На гимнастических палках, шестах, которые держат товарищи, на жердях брусьев, низкой перекладине или подобных снарядах.

21.В висе лежа подтягивание, сохраняя прямое положение тела. То же в висе лежа согнувшись.

Основное упражнение - размахивание в висе, которое является в дальнейшем «фоновым» действием для других элементов на перекладине и брусьях разной высоты, ио сохранит свое полезное значение для укрепления мышц и суставов рук и плечевого пояса,- должно выполняться постоянно в любых условиях и на различных снарядах (на которых можно выполнить вис) как в школе (в зале, на площадке), так и дома.

22. Комплекс бубновский гимнастика . (Применять как средсто профоликтики при нагрузках на костно-мышечную систему.)

23.На низком снаряде размахивание в висе с согнутыми ногами - соскок махом назад (с 1 класса). То же соскок махом вперед (с 1 класса).

24.На высоком снаряде размахивание изгибами (с 3 класса). Размахивание в висе - соскоки махом вперед и махом назад (для мальчиков с 6 класса). Движения должны быть собран-ными, но свободными, без напряжения, провисая «в струнку», держа голову прямо и делая подхлесты прямыми ногами по ходу маха, во время притормаживания их.

25. Подтягивание с помощью и самостоятельно (для мальчиков).

В этой статье мы разберем короткое слово, которое вместе имеет множество значений. А вы знаете, что такое вис? Давайте посмотрим!

Что значит вис в спорте?

Более всего термин распространен в спортивной сфере. Итак, что такое вис:

  • Разновидность упражнений на спортивном снаряде (кольцах, брусьях и проч.) - при выполнении тело спортсмена находится в висячем положении (поддержание корпуса на весу).
  • Положение, при котором плечевая линия спортсмена расположена ниже точек хвата.
  • Если рассматривать акробатику, что такое вис здесь? Это положение верхнего, при котором точки его хвата выше линии плеч.

Каким может быть вис в спорте?

Мы разобрали, что такое вис. Определение имеет несколько разновидностей:

  • На левой (правой): одна нога спортсмена опирается коленом о снаряд, а вторая прямая. При этом голова отводится назад, тело немного прогибается.
  • Лежа: спортсмен ступнями касается пола (если брусья различной высоты, то бедрами) сзади или спереди точки хвата.
  • Стоя и сзади: руки отводятся назад, выпрямленное тело немного наклоняется кпереди, а под местом хвата спортсмен касается пола своими ступнями.
  • Стоя: тело выпрямляется и немного отклоняется назад, при этом ступни ног касаются пола в точке хвата.
  • Согнувшись: корпус спортсмена согнут в тазобедренных суставах таким образом, что прямые ноги отказываются перед туловищем - либо перед снарядом, либо за ним.
  • Смешанный: так называется гимнастический элемент с дополнительной опорой об пол или спортивный снаряд частью тела.
  • Сзади: выполняется на отведенных назад руках.
  • Простой: такое положение, при котором спортивный снаряд захватывается только одной частью - носками, ногами, руками.
  • Прогнувшись: слегка прогнутое или выпрямленное тело спортсмена расположено вниз головой (при этом она отведена назад) - перед или за снарядом.
  • Присев: вид гимнастического элемента, при котором ступни согнутых ног касаются опоры - пола, брусьев и проч.

Другие значения

Давайте посмотрим, что такое вис еще:

  • Одна из мер веса в Бирмании.
  • Аббревиатура ВИС - ведомственная информационная сеть, вертикально интегрированная система.
  • Вис - старорусское редкое мужское имя (лат. vis - "сила").
  • Вис - город в Германии, остров (и одноименный город на нем) в Хорватии, ярмарочная община в Австрии, село в Болгарии, и России.

Кроме того, это распространенная фамилия в Нидерландах.

Что такое вис в спорте и общеупотребительном смысле, мы вам рассказали. Важно знать, что понятие в акробатике, гимнастике и проч. имеет несколько разновидностей.