Что такое гимнастика? Основные виды гимнастики. Оздоровительная и спортивная гимнастика История возникновения и развития спортивной гимнастики

Гимнастика - система специальных физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, совершенствование двигательных способностей человека, гармоническое физическое развитие.

Гимнастические упражнения воспитывают различные двигательные качества, особенно ловкость и координацию.

Гимнастика занимает важное место в системе физического воспитания. У людей, занимающихся гимнастикой, равномерно развита мускулатура, красивая осанка, хорошая выправка; улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервная система.

Гимнастикой могут заниматься дети и взрослые, мужчины и женщины, люди здоровые и больные. Многообразие гимнастических упражнений, избирательный характер воздействия на развитие определенных качеств, на деятельность систем организма, точная дозировка упражнений - все это делает гимнастику незаменимым средством физического воспитания человека в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, в лечебно-профилактических учреждениях, на производстве.

Гимнастические упражнения имеют древнюю историю. Еше 3000 лет до н. э. гимнастические упражнения использовались в Индии и Китае в лечебных целях. Впервые слово «гимнастика» появилось у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в VIII в. до н. э. Древние греки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая включала в себя различные виды физических упражнений: бег, прыжки, метания, плавание, кулачный бой, борьбу и др.

Занятия физическими упражнениями проводились в специальных заведениях - гимнасиях (слово «гимнастика» в переводе с греческого означает «тренирую, упражняю»).

Преемниками эллинской культуры стали древние римляне, которые внесли изменения в гимнастику. Римляне ввели упражнения на деревянном коне (для обучения искусству верховой езды), на стенке, заборе, лестнице, опорные прыжки через деревянный стол. В занятиях гимнастикой широко использовали акробатические упражнения и упражнения в равновесии.

Со временем появились новые снаряды: перекладина, брусья, мачты (шесты) для лазанья. Гимнастические упражнения стали выполнять с предметами: палками, булавами и др. Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическими упражнениями ввел Петр I в армии в конце XVII в.

В отечественной системе физического воспитания различают следующие виды гимнастики: общеразвивающие виды - гигиеническая и атлетическая; спортивные виды - спортивная и художественная гимнастика, акробатика; прикладные виды - лечебная гимнастика, гимнастика на производстве, профессионально-прикладная гимнастика, военно-прикладная и спортивно-прикладная гимнастика.

Общеразвивающие виды гимнастики направлены на общее развитие и укрепление здоровья занимающихся, на овладение основными двигательными навыками, на всестороннее развитие физических качеств. Занимающиеся должны научиться пользоваться приобретенными навыками в своей повседневной практической деятельности.

Этот вид гимнастики наиболее доступен и эффективен для общего физического развития и укрепления здоровья.

Прикладные виды гимнастики помогают овладеть различными профессиями, спортсменам - совершенствоваться в своем виде спорта, помогают быстрее овладеть необходимыми военными навыками. Лечебная гимнастика призвана восстанавливать трудоспособность и здоровье после перенесенных заболеваний или травм.

Спортивная гимнастика - один из наиболее популярных видов спорта. Соревнования по спортивной гимнастике входят в программу Олимпийских игр.

Программа соревнований по спортивной гимнастике состоит у мужчин из шести видов (шестиборье), у женщин - из четырех (четырехборье). В мужское многоборье входят: вольные упражнения, упражнения, выполняемые на кольцах, перекладине, брусьях, на коне с ручками, а также опорный прыжок через гимнастического коня в длину. Женщины выполняют вольные упражнения, упражнения на брусьях разной высоты, упражнения в равновесии на гимнастическом бревне и опорный прыжок через гимнастического коня в ширину.

Гимнасты соревнуются по двум программам: обязательной (все участники выполняют одинаковые упражнения) и произвольной (каждый гимнаст составляет и выполняет свое упражнение в соответствии со специальными требованиями к трудности и композиции). Все упражнения спортивной гимнастики в каждом виде многоборья разделены по степени трудности на разряды. В Единой всесоюзной классификации гимнастика спортивная имеет следующие разряды: юношеские разряды - III, II и I; взрослые разряды - III, II, I; кандидат в мастера спорта; мастер спорта; мастер спорта международного класса.

Спортивная гимнастика постоянно развивается и изменяется. Те упражнения, которые когда‑то казались невыполнимыми, например двойное сальто с перекладины, сейчас доступны гимнастам I разряда. Чем же вызваны такие изменения? Совершенствуется методика учебно-тренировочного процесса, появилось более совершенное гимнастическое оборудование. Широко применяются мягкие поролоновые маты, которые сводят к минимуму возможность получения травм. Изучение сложных и рискованных элементов значительно облегчается и ускоряется.

Советские гимнасты добились больших успехов на международной спортивной арене. Впервые советские спортсмены участвовали в Олимпийских играх (1952) в Хельсинки. На Олимпийских играх советские гимнасты завоевали 52 золотые, 54 серебряные и 34 бронзовые медали. Имена прославленных гимнастов В. Чукарина, Л. Латыниной, Б. Шахлина, Ю. Титова, М. Воронина, Л. Турищевой, Н. Андрианова и многих других широко известны во всем мире.

На чемпионате мира в 1978 г. весь пьедестал почета впервые заняли советские гимнастки: Е. Мухина стала абсолютной чемпионкой мира, Н. Ким, трехкратная олимпийская чемпионка, завоевала серебряную медаль, Н. Шапошникова - бронзовую. За выдающиеся успехи в спорте многие гимнасты имеют высокие правительственные награды.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Предлагаемый словарь содержит термины, необходимые спе­циалисту по физической культуре, и не включает термины, ис­пользуемые в спортивной гимнастике на уровне высокого мастер­ства. В словарь не включены также термины, которые достаточно подробно описаны в главе «Терминология гимнастики», а также очевидные, сходные с бытовыми выражениями (напр.: медлен­ный, ноги врозь, на носках). В алфавитном порядке приводятся только основные термины, все остальные сгруппированы в тема­тические группы.

ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ

Общие понятия

ЭЛЕМЕНТ - кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризу­ющееся законченностью и невозможностью расчленения на составляю­щие элементы.

СОЕДИНЕНИЕ - совокупность последовательно и слитно исполня­емых элементов, при этом выполнение элемента в соединении каче­ственно отличается от его изолированного выполнения.

КОМБИНАЦИЯ - совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как пра­вило, соскок) элементами.

Характеристики движений

ОДНОИМЕННЫЕ - движения, совпадающие: по направлению со стороной конечности - правой вправо или левой влево; с одноименным поворотом - это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.

РАЗНОИМЕННЫЕ - движения, противоположные: по направле­нию стороне конечности - правой влево или левой вправо; с разно­именным поворотом - это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.

ПООЧЕРЕДНЫЕ - движения, выполняющиеся сначала одной ко­нечностью (рукой или ногой), затем другой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ - движения, выполняющиеся одно за дру­гим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амп­литуды.

ОДНОВРЕМЕННЫЕ - движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметрич­ными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асим­метричными.

Предлоги

на - указывает, какой частью тела выполняется опора, например: на голове, на предплечьях, на правой (ноге), на животе;

в - указывает (если необходимо) конечное положение, например: в стойку на руках, в упор сзади;

с - ставится между элементами, выполняемыми одновременно.

СОЮЗ «и» - ставится между элементами, выполняемыми слитно в указанной последовательности.

Группы элементов

УПОРЫ ПРОСТЫЕ - выполняются опорой только руками.

УПОРЫ СМЕШАННЫЕ - выполняются: с дополнительной опо­рой, кроме рук (чаще ногами); с захватом только одной частью тела - руками (рукой), согнутыми ногами, носками.

ВИСЫ СМЕШАННЫЕ - выполняются с дополнительной, кроме захвата руками, опорой.

ПРЫЖКИ ПРОСТЫЕ - выполняются полетом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.

ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ - выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом.

Примечание: определения упоров, висов, прыжков см. в разделе основных терминов.

КОНКРЕТНЫЕ ТЕРМИНЫ

Основные

БЕГ - передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. В художественной гимнастике различают следующие виды бега (указаны отличия от одноименных видов шага - см. Шаг: мягкий - с без­опорной фазой и более эластично; перекатный - с безопорной фазой и более эластично; пружинный - состоит из ряда подскоков с поочеред­ными толчками ног; в фазе полета тело выпрямлено, ноги прямые, нос­ки оттянуты; острый - выполняется менее резко, свободная нога выно­сится вперед быстрым коротким движением и не касается пола носком; высокий - маховое движение бедра при сгибании ноги вперед и фаза полета.

ВИС - положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.

«Звездочка» рядом с основным термином указывает на то, что данный термин обозначает конкретный элемент не только в сочетании с дополнительным термином, но и сам по себе.

ВОЛНА - целостное движение с последовательным выведением впе­ред и назад звеньев тела снизу вверх; может выполняться рукой (рука­ми).

ВСКОК - прыжок на снаряд с указанием положения, в которое он выполняется.

ВХОД - из упора (в том числе стоя) переход с поворотом кругом в упор на ручках коня.

ВЫКРУТ - переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, вы­полняемый вращением в плечевых суставах.

ВЫХОД - из упора на ручках (в том числе стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор на теле и ручке.

ГРУППИРОВКА - положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лежа, Г. в приседе, широкая Г.

ДВИЖЕНИЕ ПРУЖИННОЕ - выполняется из и. п. руки в стороны: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружи­ну; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение вы­полняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа.

КАЧ - колебательное движение гимнаста вместе со снарядом.

КРУГ - а) движение руками (рукой) по окружности на 360°; б) дви­жение ногами (ногой) по окружности на 360° путем перемахов над сна­рядом или полом.

КУВЫРОК - вращательное движение тела с последовательным ка­санием опоры и переворачиванием через голову.

КУРБЕТ* - прыжок с рук на ноги.

МАХ - движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание - несколько махов, выполняемых попеременно в противоположных на­правлениях; взмах - быстрое движение ногой (ногами) в одном направ­лении с возвращением в и. п.; отмах - махом переход из упора в вис или более низкий упор; перемах - движение ногой или ногами над по­лом или снарядом.

МОСТ - максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).

МОСТ* - выполняется опорой двумя руками и двумя ногами.

НАКЛОН - отведение туловища или головы относительно верти­кального положения; разновидности: пружинящий - выполняется не­сколькими движениями с неполным возвращением в и. п. в промежутках между ними; касаясь - выполняется с касанием пола руками (рукой).

ОБОРОТ - круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приве­денными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.

ОПУСКАНИЕ - спад, выполняемый медленно, силой (см. Спад).

ПЕРЕКАТ - вращательное движение тела с последовательным каса­нием опоры без переворачивания через голову; согласно определению П. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком (ср. Кувырок).

ПЕРЕВОРОТ - вращательное движение тела с полным переворачи­ванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различа­ют П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полета), темпо-

вой П. или просто П. (махом одной, толчком другой ноги, с одной фазой полета), медленный П. или «перекидка» (без фаз полета); б) на снарядах П. выполняется через стойку на руках, на плечах, на голове.

ПЕРЕЛЕТ - перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.

ПЕРЕСКОК - а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.

ПЕРЕХОД - перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).

ПОВОРОТ - движение тела вокруг своей продольной оси; П. туло­вища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота - поворот на 45° в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется 77. плечом вперед или назад.

ПОДСКОК - небольшое подпрыгивание на месте или с продвиже­нием в указанном направлении.

ПОДЪЕМ - переход в упор из виса или более низкого упора.

ПРИСЕД - положение на согнутых ногах опорой на носках; полу­присед - положение на неполностью согнутых ногах опорой на всю сто­пу; упор присев - сочетание Я. с опорой или касанием пола руками.

ПРЫЖОК - свободный полет после толчка ногами или одной но­гой.

РАВНОВЕСИЕ - стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.

РОНДАТ - переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.

САЛЬТО - безопорное вращательное движение тела после отталки­вания или отпускания рук.

СЕД - положение сидя без выраженной дополнительной опоры; упор сидя - смешанный упор, сочетающий положение сидя и суще­ственную опору руками.

СКРЕЩЕНИЕ - два одновременных встречных перемаха; разновид­ности: прямое С. - выполняется в продолжение одноименного перема­ха; обратное С. - выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).

СОСКОК - спрыгивание со снаряда.

СПАД - переход из упора в вис или более низкий упор.

СТОЙКА - а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху - с указанием опоры.

УПОР - положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.

УПОР - вертикальное положение тела с опорой прямыми, направ­ленными вниз руками

ХВАТ - способ держания за снаряд; перехват - изменение X .

ШАГ - перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее; на Ш. - означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновиднос­ти Ш. (движения рук здесь не указываются): мягкий - с носка с корот­ким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в верти­кальной плоскости; перекатный - с носка, при выносе другой ноги впе­ред опорная слегка сгибается и разгибается, пружинный - как перекат-

ный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый - с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий - с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной - с носка одной ногой и приставлением другой; переменный - сочетание пристав­ного Ш. и обычного; скользящий - скользящим движением выставляе­мой ноги.

ШПАГАТ* - сед с предельно разведенными ногами; Ш. пра­вой (левой) - указана нога, находящаяся впереди.

Дополнительные

Основные положения рук

ВПЕРЕД

ВВЕРХ

ВНИЗ (в и. п. не указывается)

НАЗАД (до отказа)

ВПРАВО или ВЛЕВО

В СТОРОНЫ

Дугообразные движения рук и направления их выведения в промежуточные положения

(ДУГАМИ) ВПЕРЕД - см. также правила сокращений

(ДУГАМИ) КВЕРХУ

(ДУГАМИ) КНИЗУ

(ДУГАМИ) НАЗАД

(ДУГАМИ) ВПРАВО или ВЛЕВО

(ДУГАМИ) НАРУЖУ или ВНУТРЬ

ДУГОЙ - а) движение рукой по окружности более чем на 90°, но менее чем на 360°, начинающееся в указанном направлении и продол­жающееся до указанного далее конечного положения; б) на снаряде - движение, начинающееся спадом, с последующим подъемом из ниж­ней точки.

ВНЕ - а) положение ноги (ног) с внешней стороны руки (рук); б) положение снаружи двуосевого снаряда.

ВНУТРИ - а) положение ноги (ног) между опорными руками; б) по­ложение гимнаста внутри брусьев или лестницы.

ПРОДОЛЬНО - плечевая ось параллельна оси снаряда.

ПОПЕРЕК - плечевая ось перпендикулярна оси снаряда.

СТОЯ - а) положение, при котором гимнаст опирается ногами о пол или снаряд, образуя с ним угол более 45°, т.е. вертикальное или ближе к вертикальному; б) положение ног, близкое к вертикальному (в положениях: упор стоя согнувшись, упор стоя ноги врозь).

ЛЕЖА - положение, при котором гимнаст находится в горизонталь­ном состоянии или ближе к горизонтальному.

СИДЯ - положение, при котором гимнаст использует опору тазом или задней поверхностью бедра (бедер).

СПЕРЕДИ - лицом или передней поверхностью туловища к удержи­ваемому снаряду или опоре.

СЗАДИ - спиной к удерживаемому снаряду или опоре.

БОКОМ - указываемым (левым или правым) боком к снаряду или опоре.

ПРОГНУВШИСЬ - прямое туловище, слегка отведенные назад пле­чи, прямые ноги, приподнятая голова (не указывается, если это предус­мотрено техникой исполнения).

СОГНУВШИСЬ - тело согнуто в тазобедренных суставах почти мак­симально.

УГЛОМ - прямые ноги образуют с туловищем прямой угол.

ВЫСОКИМ углом - прямые ноги максимально приведены к туло­вищу и находятся в положении, близком к вертикальному.

С ЗАХВАТОМ - прямые ноги максимально приведены к туловищу с удержанием рук ногами.

МАХОМ - выполняется за счет инерции движения гимнаста.

СИЛОЙ - выполняется медленно, за счет мышечных усилий гимна­ста.

РАЗГИБОМ - выполняется за счет ускоренного разгибания в тазо­бедренных суставах.

ПЕРЕВОРОТОМ - выполняется с переворачиванием через голову (назад; если вперед, то это оговаривается).

ОДНОЙ, ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ (устар. «верхом») - а) положение ноги врозь, одна (указываемая) нога впереди; б) подъем в положение ноги врозь одной.

НА ОДНОЙ, НА ПРАВОЙ, НА ЛЕВОЙ (устар. «завесой»): а) с опо­рой согнутой (указываемой) ногой; б) подъем, выполняемый опорой на указываемую согнутую ногу (в положение ноги врозь одной).

ДВУМЯ (устар. «вперед») - характеристика подъема, выполняемого на перекладине перемахом обеими ногами и разгибом в упор сзади.

ВРОЗЬ (стойка ноги врозь) - ноги в стойке расставлены на шаг (разг. «ноги на ширине плеч»).

УЗКАЯ (стойка ноги врозь) - ноги расставлены в стойке вдвое мень­ше, чем в стойке ноги врозь.

ШИРОКАЯ (стойка ноги врозь) - ноги в стойке широко разведены в стороны.


КОНСПЕКТ УРОКА № 28 для VI класса

Общие задачи урока

Образовательные

    Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (девочки).

    Добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема переворотом махом одной, толчком другой (мальчики).

    Совершенствовать выполнение изученных акробатических элемен­тов в комбинации (мальчики, девочки).

Оздоровительные

    Содействовать развитию координации движений и ориентировки в пространстве.

    Развивать силу мышц рук и плечевого пояса.

Воспитательные

    Формировать навыки дружной и согласованной работы при выпол­нении учебных заданий в группах.

    Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять в полном объеме нагрузку на уроке.

Необходимый инвентарь, пособия, технические средства обучения:

гимнастические маты, перекладина, козел, гантели, карточки для круговой тренировки. Основная часть 24 мин.







434







436

Введение 3

Часть первая. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ 5

Глава 1. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина 5

    Задачи и методические особенности гимнастики 5

    Классификация видов гимнастики 8

    Оздоровительные виды гимнастики 9

    Образовательно-развивающие виды гимнастики 11

    Спортивные виды гимнастики 13

1.3. Гимнастика как учебно-педагогическая и научная
дисциплина 14

Глава 2. Исторический обзор развития гимнастики 16

    Закономерности развития гимнастики 16

    Гимнастика у древних народов 17

    Гимнастика в Средневековье 24

    Гимнастика в эпоху Возрождения 25

    Гимнастика в Новое время 27

    Возникновение национальных систем гимнастики 29

    Развитие гимнастики во второй половине XIX - нача­ле XX века 34

    Гимнастика в дореволюционной России 36

    Развитие гимнастики в России после 1917 г 43

2.10. Возможные пути дальнейшего развития гимнастики 54

Глава 3. Терминология гимнастики 56

    Характеристика гимнастической терминологии 56

    Правила гимнастической терминологии..57

    Способы образования терминов 57

    Правила применения терминов 58

    Правила сокращения (опускание отдельных терминов) 59

3.3. Запись гимнастических упражнений 60

    Формы и типы записи упражнений 60

    Текстовая запись конкретных упражнений 62

3.4. Правила записи общеразвивающих упражнений 64

3.4.1. Запись общеразвивающих упражнений

без предмета 64

    Положения и движения звеньев тела 67

    Запись общеразвивающих упражнений

с предметами 71

3.5. Правила записи упражнений на снарядах, вольных,

акробатических и художественной гимнастики 73

    Запись упражнений на гимнастических снарядах....73

    Упражнения на гимнастической стенке,

скамейке и в парах 75

    Запись акробатических упражнений 78

    Запись вольных упражнений 80

    Запись упражнений художественной гимнастики....81

Глава 4. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике 83

    Причины травматизма и способы его предупреждения 83

    Характеристика травм на занятиях по гимнастике

и их профилактика 86

    Требования к местам проведения занятий 87

    Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма 90

    Обучение приемам страховки и помощи 92

    Врачебный контроль и самоконтроль 93

Глава 5. Основы техники гимнастических упражнений 96

    Техника гимнастических упражнений и законо­мерности, лежащие в ее основе 96

    Статические упражнения 101

    Динамические упражнения 104

    Основные понятия и законы динамики 106

    Отталкивание и приземление 107

    Реактивное движение и реактивная сила

(реакция опоры), хлестовое движение ПО

    Вращательные движения 112

    Маховые упражнения 116

    Силовые упражнения 119

5.4. Общие правила анализа техники исполнения
гимнастических упражнений 120

Глава 6. Основы обучения гимнастическим упражнениям 121

    Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям 121

    Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов 124

    Обучение гимнастическим упражнениям 135

    Ознакомление с изучаемым упражнением, созда­ние о нем предварительного представления 136

    Разучивание упражнения 143

    Закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения 145

6.4. Практическая реализация принципов дидактики

при обучении упражнениям 146

6.5. Методы, приемы и условия успешного обучения
гимнастическим упражнениям: 148

Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки

и их оборудование 153

    Физкультурные залы и их оборудование 153

    Многокомплексные гимнастические снаряды 157

    Гимнастические площадки и их оборудование 159

    Технические средства, используемые на занятиях

по гимнастике в общеобразовательной школе 161

Глава 8. Научная работа по гимнастике 163

    Научная работа учителя физической культуры 163

    Гимнастика как научная дисциплина 164

    Вопросы гимнастики, требующие исследований 165

    Выбор темы для исследования 169

    Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса 170

    Гипотеза 174

    Цель и задачи исследования 180

    Методы исследования 180

    Анализ и обобщение опыта передовой практики

и литературных данных 181

    Педагогическое наблюдение 183

    Анкетирование, интервью, беседа 185

    Индуктивный и дедуктивный методы 186

    Педагогический эксперимент 186

    Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования 188

    Оформление научного труда 190

    Требования, предъявляемые к языку и стилю 192

Часть вторая. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ 195

Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные

упражнения 195

    Строевые упражнения 195

    Общеразвивающие упражнения 204

    Прикладные упражнения 210

Глава 10. Упражнения гимнастического многоборья 223

    Вольные упражнения 223

    Упражнения на коне 229

    Упражнения на кольцах 235

    Опорные прыжки 245

    Упражнения на брусьях 257

    Упражнения на перекладине 270

    Упражнения на брусьях разной высоты 282

10.8. Упражнения на гимнастическом бревне

Глава 11. Акробатические упражнения 293

    Характеристика и назначение акробатических упражнений 293

    Обучение основным акробатическим упражнениям 296

Глава 12. Упражнения художественной и ритмической гимнастики 310

    Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики 310

    Характеристика и назначение упражнений ритмической гимнастики 319

    Составление комплексов упражнений 324

    Формы проведения занятий 328

Глава 13. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике 330

Глава 14. Слово педагога в комплексе средств гимнастики 334

Часть третья. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

ГИМНАСТИКОЙ 339

Глава 15. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе 339

15.1. Урок гимнастики в школе 339

    Основные задачи урока 339

    Общие требования к уроку 340

    Подготовительная часть урока 342

    Основная часть урока 346

    Заключительная часть урока 349

    Организация учебного труда на уроке 350

    Организация урока и способы управления занимающимися 351

    Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп...354

    Массовые гимнастические выступления 357

Глава 16. Прогнозирование способностей гимнастов и методика отбора
детей для занятий гимнастикой со спортивной
направленностью 360

16.1. Требования гимнастики как вида спорта

к способностям занимающихся 360

    Изучение и развитие способностей у гимнастов 361

    Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой

со спортивной направленностью 382

Глава 17. Основы спортивной тренировки юных гимнастов 385

    Спортивная тренировка 385

    Этапы спортивной тренировки 387

17.2.1. Начальная спортивная тренировка 388

    Начальная специализированная тренировка 389

    Углубленная специализированная тренировка гимнастов 13-16 лет 390

    Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов 392

    Принципы спортивной тренировки гимнастов 396

    Путь к высокому спортивному мастерству 397

Глава 18. Планирование и учет работы по гимнастике 398

    Структура тренировочного процесса 399

    Учет результатов учебно-тренировочной работы 403

Глава 19. Организация и проведение соревнований по гимнастике 403

    Педагогическое и агитационное значение соревнований 403

    Виды и характеристика соревнований 405

    Документы, необходимые для проведения соревнований 406

    Состав и работа судейской коллегии

на соревнованиях 412

    Подготовка и проведение соревнований 413

    Судейство соревнований 414

    Особенности проведения массовых соревнований 416

    Подготовка судей по гимнастике 418

Глава 20. Методическая подготовка учителя физической культуры,

Популярным видом спорта является гимнастика. Она состоит из различных по сложности движений, которые вместе образуют определенные комбинации. Каждый спортсмен в начале тренировки выполняет специальный комплекс гимнастических упражнений, так как именно они являются главной основой. Благодаря данным упражнениям можно научиться правильно распределять силу, направление движений и скорость, усовершенствовать работу нервной системы, органов и мышц. Существуюттакие виды гимнастики: оздоровительная, спортивная, общая.

Зачем необходима гимнастика?

Ученые доказали, что спортивные упражнения помогают повысить настроение, нормализовать работу организма и усовершенствовать свой внешний вид. Например, благодаря утренней гимнастике можно легко проснуться, избегая вялости и плохого настроения. Необходимо потратить всего лишь 20 мин, чтобы потом радовать окружающий мир своей улыбкой. У человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, выработана ловкость, быстрота движений, он меньше устает и на протяжении всего дня чувствует себя бодро. Необходимо узнать какие бывают виды гимнастики, и выбрать для себя наиболее подходящие упражнения, которые будут приносить пользу, заряжать оптимизмом и поддерживать здоровье.

Спортивная гимнастика

Данный вид спорта включает в себя прыжки, вольные упражнения, занятия на различных снарядах (бревно, кольца, брусья), в основном им занимаются только люди с профессиональной подготовкой. Для мужчин и женщин базовый комплекс значительно различается. Виды спортивной гимнастики: акробатика, художественная, а также аэробика.

Художественная гимнастика

Данная разновидность гимнастики предназначается для женщин. Ее основа состоит в номерах с использованием танцевальных комбинаций с предметами или без них. Она, как и другие виды гимнастики, подразумевает в себе стремление достичь высоких результатов, позволяя развиваться физически, расширять двигательные возможности, осваивать больше технических упражнений. Можно увидеть тесную взаимосвязь с балетом, поэтому в данном виде спорта учитываются гибкость, пластика, грация, ритм и даже артистичность. Виды художественной гимнастики достаточно часто встречаются в хореографии. По сей день остается актуальным использование знаменитых номеров в танцевальных постановках. Для того чтобы добиться максимального успеха, необходимо знать базовые элементы акробатики, которые никогда не будут лишними. На мировых соревнованиях не допускаются номера без использования предметов. Если выступление групповое, то можно наблюдать постановку с одним или двумя видами спортивного инвентаря, например, мячи и обручи.

Акробатическая гимнастика

Данный вид спорта объединяет в себе выполнение акробатических танцевальных движений, шагов, трюков и прыжков. Для выступления собирают группу из нескольких человек (мужчин, женщин или смешанную). Чтобы достигнуть максимального эффекта и успеха в этой сфере необходимо быть гибким, точным, сильным, иметь музыкальный слух, а главное, доверять своему партнеру. Если еще несколько лет назад акробатика не составляла важную часть всей гимнастики, то на сегодняшний день ситуация сильно изменилась. Ведь неслучайно ученые доказали, что все, кто смог достигнуть значительных результатов в данном виде спорта еще с раннего возраста, становятся более успешными в этой сфере. Занятия акробатикой позитивно влияют на организм, улучшая психологическое состояние, развивают равновесие, силу, точность движения. Они предназначены для людей абсолютно любого возраста и различной физической подготовки.

Аэробика спортивная

Аэробика - молодая, но достаточно популярная гимнастика, виды упражненийкоторой поражают своим разнообразием. Спортсмены, занимающиеся этим спортом, способны совершать обороты, прыжки, удивлять своей гибкостью и силой. Женщины, предпочитающие фитнес, знакомы с аэробными движениями и с легкостью могут их выполнять. Все упражнения направлены на демонстрацию танцевальных умений, силы, упругости, гибкости и непрерывности движения. Сейчас спортивная аэробика вынесена на международный уровень, что подтверждает ее важность и значительность в спортивном мире.

Оздоровительная гимнастика

Одним из видов оздоровительной гимнастики является дыхательная. Благодаря ей можно регулировать механизм газообмена, что является полезным для любого спортсмена и просто обычного человека. Виды дыхательной гимнастики никого не оставят равнодушным. Их основы разрабатывались еще несколько столетий назад в Китае, Греции и Индии. Грамотное дыхание позволит наладить свою жизнь, как бы странно это ни звучало, и привести в порядок организм. Все, что нужно - придерживаться общих правил при выполнении упражнений.

Для того чтобы любые виды гимнастики, направленные на оздоровление человека, были эффективными, нужно делать их с хорошим настроением, постоянно чередовать комбинации и ни в коем случае не увлекаться слишком длительным временем выполнения. Будет лучше, если все необходимые упражнения покажет специалист, который сможет создать индивидуально подобранный комплекс, направленный на улучшение работы организма.

На сегодняшний день разработано огромное количество методик оздоровительной гимнастики. Благодаря врачам уже существуют как общедоступные комплексы, так и специализированные, направленные на лечение определенных органов. Остальные оздоровительные упражнения, как и виды дыхательной гимнастики, должны подбираться лишь под наблюдением специалиста, особенно если существуют серьезные проблемы.

Общая гимнастика

Музыкальность, динамичность, легко выполнимые упражнения, низкая травмоопасность - все это присуще общей гимнастике. Она преподается во многих школах, является доступной для любого человека, позволяя развивать у детей быстроту, гибкость, силу, что очень полезно для растущего организма. Все виды гимнастики, особенно общая, влияют на психологическое и физическое состояние человека.

Тем людям, которым необходимо тренировать сердечно-сосудистую и нервную системы, опорно-двигательный аппарат и т. д., необходимо сделать упор на ритмическую гимнастику. А тем, кто стремится поднять тонус организма, подойдет и гигиеническая.

Целью общей гимнастики является физическое развитие человека, укрепление его здоровья, приобретение определенных навыков и повышение мозговой активности.

Гимнастика для человека - очень важный фактор, определяющий его здоровье. Существует большое количество комбинаций, которые под силу каждому человеку. Например, все виды утренней гимнастики сочетают в себе базовые упражнения, выполнение которых пойдет лишь на пользу.

Гимнастика — спорт, а также часть физической культуры, делится на художественную, спортивную, командную, аэробную, эстетическую и акробатическую гимнастику. Для оздоровления выполняют упражнения утренней гимнастики, проводят физкультминутки в школах на переменах, элементы этого вида спорта включены в физкультурную программу, также иногда гимнастические упражнения проводят для лечения разных болезней в ходе занятий лечебной физкультурой (ЛФК). Вырабатывает выносливость, координацию, тренирует равновесие, силу, гибкость, дает навыки исполнения сложных упражнений. Этот реферат даст ответы на вопросы об этом виде спорта.

Виды


История

Древность и средневековье

Гимнастика как вид спорта зародилась в Древней Греции, и происхождение этого термина (гимназо) тоже греческое — в переводе может означать «тренировать, обучать». Спортсмены занимались без одежды, поэтому по второй версии происхождение от слова «гимнос» — «обнаженный». Гимнастику в своих сочинениях описывали Гомер, Аристотель, Платон. Эти античные авторы указывали на благотворное влияние спорта на воспитание детей и юношей.

Некоторые гимнастические снаряды, например конь, существовали еще в древности. На коне делали гимнастические упражнения, помогающие освоить верховую езду. В древности гимнастика в лечебных целях применялась также в Индии, Китае, но там они превратились в духовные практики, своеобразные языческие религии (например йога) и поэтому не имели такой массовости, как в Греции и Риме, где гимнастика была просто подготовкой воинов.

Олимпийские соревнования проводились на протяжении 1168 лет (776 год до нашей эры — 392 год нашей эры), включали борьбу, метание копья, диска, прыжки в длину, бег, бой на кулаках, колесничная езда. Основной целью этих игр была военная подготовка юношей. Бегали со щитом, прыгали с гантелями, борьба переходила в бокс, а кулачный бой проходил с помощью твердых кожаных, а не смягчающих повязок на руку. В 393 году гимнастику запретили, поскольку она продолжала иметь языческую основу и плохо влияла нравственное воспитание молодежи.

В средние века гимнастики как таковой не было, однако в воинской подготовки рыцарей несомненно были гимнастические элементы. Например, тамплиерам запрещалось отступать, даже если противников было в три раза больше по численности — поэтому тренировки включали растяжки, изворотливость и акробатические элементы, чтобы устоять в неравном бою.

В позднее средневековье были попытки возродить античный опыт гимнастических упражнений, например Иероним Меркуалис на рубеже 16 и 17 века написал сочинение на тему «Об искусстве гимнастики». Вопросами физического воспитания детей занимались педагоги швейцарец Песталоцци (1746 — 1827) и чех Ян Амос Каменский (1592 — 1670), неоднократно затрагивавшие эту тему. Уже в это время зарождается комплекс упражнений вольжировка — на коне, столе, лазанье по стенке, шесте, упражнения на равновесие на колоде, канате.

Гимнастика была хорошо развита в среде бродячих цирковых артистов, но именно из-за этого она не воспринималась в высшем обществом, считалась уделом простолюдинов. Но с развитием равноправия в обществе все вскоре поменялось, что и покажет реферат в следующем разделе.

Возрождение спорта

На рубеже 18 — 19 веков в Германии в школах филантропистов теоретически разрабатывали спортивную тему, гимнастика появилась как отдельный предмет, на эту тему написали реферат И.Гутс-Мутс и Г.Фит. Педагог Ф.Л.Ян (1778 — 1852) разработал немецкую гимнастическую систему «турнен», включавшую упражнения на коне, брусьях, кольцах и турнике. В 1811 году Ф.Ян открыл возле Берлина гимнастическую школу со снарядами, а в 1816 году издал книгу на эту тему под названием «Немецкая гимнастика» с примерами упражнений и методическими рекомендациями.

Были созданы другие национальные гимнастические системы — француская Ф.Аморосом, шведская П.Лингом, чешская (сокольская) — М.Тыршем. В 1817 году ученики Ф.Амороса провели в Париже первые гимнастические соревнования. Шведская система базировалась на вольных упражнениях, немецкая отдавала предпочтение снарядам. Многочисленные попытки возрождения олимпийских игр закончились в 1896 году их возрождением, гимнастика была включена в эти игры как отдельный вид спорта, до сегодняшнего дня это самая зрелищная часть этого мероприятия.

Сразу в программу были включены все нынешние снаряды, только вольные упражнения были включены в 1932 году на олимпиаде в Лос-Анджелесе. Другие древние виды гимнастики — метание копья, ядра, прыжки, бег стали отдельными дисциплинами. Женщины выступали с 1928 года, а окончательно программа приняла современный вид на ХІ играх в Берлине, 1936 год.

Международные организации

В 1881 году три страны — Голландия, Бельгия и Франция создали ФЕГ — Европейскую гимнастическую федерацию. Идейным вдохновителем, основателем и президентом стал бельгиец Николас Куперус.

В 1921 году эта организация превращается в Международную Федерацию Гимнастики (ФИЖ), которая до сегодняшнего дня объединяет спортивную, художественнную гимнастику, акробатику, спортивную аэробику и прыжки на батуте. В федерацию входят 125 стран, объединение насчитывает 30 000 000 спортсменов и почти 3000 постоянных участников международных соревнований. С 1995 года также в гимнастическую федерацию было создано отделение аэробики, в Российской Федерации есть Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России.

В 1982 году был основан Европейский гимнастический союз, который на сегодняшний день насчитывает 46 стран, он независимо от международной организации проводит чемпионаты Европы. В дальнейшем реферат поведает о оздоровительных типах спорта.

Оздоровительные виды

Оздоровительные виды гимнастики развивают опорно-двигательный аппарат, реакцию, подвижность, гибкость, силу, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы:

Гимнастика в России

В 1774 году Екатерина Вторая приказала обучать гимнастике кадетов сухомлинского корпуса. В начале 19 века этой дисциплине обучались гвардейцы, а к середине этого века все в армии в обязательном порядке должны обучать элементы гимнастики. В 1855 году в Санкт-Петербурге был открыт платный гимнастическо-фехтовальный зал, причем офицеры занимались бесплатно. В конце ХІХ века профессор П.Ф.Лесгафт создает теоретическую основу внедрения гимнастики в физическое воспитание, на базе его курсов в 1918 году был создан современный институт физкультуры.

В 1863 году в Санкт-Петербурге существовало немецкое гимнастическое общество, в которое было запрещено вступление русских, так как власти боялись закрытых кружков, которые могли стать политическими. Однако в 1881 году все же появилось «Русское гимнастическое общество», которое в 1885 году провели первые гимнастические соревнования, принимало участие одиннадцать человек.

В 1897 году было организовано «Санкт-Петербуржское атлетическое общество», в этом же году были проведены соревнования, которые продолжались до 1915 года. Подобные общества появлялись по всей России, например сокольские кружки, которые в 1907 и 1912 году принимали участие в соревнованиях в Праге. В том же 1912 году российская команда гимнастов принимала участие в Стокгольмских V олимпийских играх, но фактически безрезультатно. В 1913 году в Киеве состоялась Российская Олимпиада.

В СССР гимнастика была чрезвычайно развита, на эту тему есть множество публикаций, но достаточно взглянуть на факты — женская команда на олимпиадах была рекордных 10 раз первой, а мужская — пять раз. Лариса Латынина завоевала 18 олимпийских медалей, из них 9 золотых. Николай Андрианов завоевал 15 медалей на олимпиадах, из них 7 золотых. А в 1980 году гимнаст Александр Дитятин завоевал восемь медалей из восьми возможных, из них 3 золотых. В 1992 году Виталий Щербо (сборная СНГ) завоевал 6 золотых медалей.

Этот реферат — небольшая часть информации о такой интересной и экстремальной дисциплине.

Эстетическая, командная.

Оздоровительные виды гимнастики предусматривает выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкульт-минутки в учебных заведениях и на производстве. Существует несколько видов оздоровительной гимнастики:

  • Гигиеническая гимнастика - используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности.
  • Ритмическая гимнастика - разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение.

Спортивная гимнастика

Спортивная гимнастика (от греч. γυμναστική , от γυμνάζω - упражняю, тренирую; по другой версии от древнегреческого слова γυμνός , то есть «голый», «обнаженный») - один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках . В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачете (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 - у женщин, 6 - у мужчин). В программе олимпийских игр с 1896 года.

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Художественная гимнастика

Художественная гимнастика - вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка , обруч , мяч, булавы, лента).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например - обручи и мячи) или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно длиться не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) - олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр).

Выступления оцениваются по двадцатибалльной системе. Один из самых зрелищных и изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1985 года - олимпийский вид спорта.

Командная гимнастика

Командная гимнастика (англ. teamgym ) зародилась в Скандинавии , в которой являлась основным видом гимнастики в течение 20 лет. Соревнование EuroTeam - одно из новых в Календаре UEG. Первое официальное соревнование было проведено в Финляндии в 1996 году, и теперь проводится каждые 2 года. TeamGym (Тим Джим) - соревнование команд - клубов и состоит из трех категорий: женские, мужские и смешанные команды. Состоит из трех видов: Вольные упражнения, прыжки с мини-батута и акробатические прыжки. В каждой из трех дисциплин число гимнастов - от 6 до 12.

Спортивная акробатика

Спортивная акробатика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.

Гимнастические снаряды

  • Мяч гимнастический

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Монье, Адриенна
  • Тамблелог

Смотреть что такое "Гимнастика" в других словарях:

    ГИМНАСТИКА - (от греч. gymnos обнаженный) в современном понимании этого слова представляет ту или другую систему специально подобранных телесных упражнений, имеющих определенную целевую установку и определенное воздействие на организм. В зависимости от этого… … Большая медицинская энциклопедия

    ГИМНАСТИКА - специально подобранные в правильно выполняемые физические упражнения с целью сохранения и укрепления здоровья. всестороннего и равномерного физического развития, формирования и совершенствования движений человека. Существуют также особые… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    гимнастика - и, ж. gymnastique f., нем. Gymnastik, лат. gymnastica <гр. 1. Гимнастика. греч. Искусство, имеющее предметом своим укрепление тела, посредством борьбы, бегания, конскаго ристания. САР 1806 1 1100. Система специально подобранных физических… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ГИМНАСТИКА - (греч., gymnastike, от gymnasein упражняться в телодвижениях без одежды). Искусство телодвижений, имеющее целью укреплять и развивать тело; в древней Греции юноши занимались телесными упражнениями голыми, отчего и произошло слово гимнастика.… … Словарь иностранных слов русского языка

    гимнастика - калланетика, аэробика, физзарядка, королева спорта, зарядка Словарь русских синонимов. гимнастика сущ., кол во синонимов: 15 аэробика (5) … Словарь синонимов

    Гимнастика - (греческое gymnastike, от gymnazo упражняю, тренирую), 1) система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития. Различают основную гимнастику… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ГИМНАСТИКА - (греч. gymnastike от gymnazo упражняю, тренирую), система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Различают основные гимнастики (включая… … Большой Энциклопедический словарь

    ГИМНАСТИКА - ГИМНАСТИКА, гимнастики, мн. нет, жен. (греч. gymnastike). Упражнения для развития мускулатуры и ловкости. Занимаюсь гимнастикой по утрам. || Система таких упражнений. Шведская гимнастик. Гимнастик Мюллера. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    ГИМНАСТИКА - ГИМНАСТИКА, и, жен. Совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития организма. Спортивная г. Художественная г. Производственная г. | прил. гимнастический, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

    Гимнастика - см. Физическая культура (