Кто достроит «Зенит-Арену»? Кто достроит "Зенит-Арену"? Кто будет делать.

Конфликт между заказчиком и подрядчиком строительства стадиона футбольного клуба «Зенит» на Крестовском острове вышел на новый виток. Администрация Санкт-Петербурга сообщила о разрыве контракта с компанией «Инжтрансстрой-Спб», которая, в свою очередь, объявила о попытке рейдерского захвата. «Лента.ру» вместе с болельщиком со стажем Михаилом Боярским рассуждает, почему вопрос о сроках возведения арены стал риторическим.

Санта-Барбара по-питерски

«Заказчик в лице администрации Санкт-Петербурга делает все, чтобы сорвать сроки завершения строительства нового стадиона "Зенита"», - говорится в открытом письме генерального подрядчика строительства арены «Инжтрансстрой-Спб». Изрядно поднадоевшая мыльная опера, давно обросшая шутками и мемами, кажется, открыла новый сезон.

«Наша задача не меняется: мы хотим завершить строительство стадиона в установленный государственным контрактом срок, то есть до конца этого года. Однако сегодня сложилась ситуация, при которой заказчик в лице администрации города делает все, чтобы сорвать сроки завершения проекта», - читаем в заявлении.

Далее приводится список претензий, среди которых - нет проектной документации, не оплачены работы на сумму миллиард рублей, нет компенсаций по убыточным работам и поставкам, а также профессиональной эксплуатационной службы с официальным, документально закрепленным статусом.

«В последние две недели заказчиком активно муссируются идеи расторжения контрактов с генподрядчиком. Используется тактика шантажа с требованием подписать допсоглашение о применении дефлятора с дополнительными штрафами и санкциями», - сообщается в цитируемом «Р-Спорт» письме.

«Инжтрансстрой-Спб» также отмечает, что замена генподрядчика на этапе готовности стадиона в 85 процентов дополнительно отодвинет сроки сдачи объекта не менее чем на полгода.

Вдогонку было сделано еще одно, не менее громкое заявление о попытке рейдерского захвата. «13 июля несколько субподрядных организаций, задействованных на строительстве стадиона, а именно компании "Леокам", "Элпром", "Управление строительства 620", попытались сорвать строительство. Грузовая техника заблокировала проезды автотранспорта, представители субподрядных организаций препятствовали доступу строителей к рабочим местам», - гласит текст претензии.

Генподрядчик уточнил, что после приезда полиции и представителей прокуратуры ситуацию удалось взять под контроль. «Инжтрансстрой-Спб» также отметил, что администрация города не предпринимает необходимых действий для урегулирования напряжения вокруг строительства стадиона.

Спустя сутки последовала реакция властей. «"Инжтрансстрой-Спб", генподрядчик строительства стадиона «Зенита» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, получил уведомление о расторжении госконтракта», - процитировал «Р-Спорт» вице-губернатора города Игоря Албина.

«Правительство Санкт-Петербурга, исполнительные органы государственной власти и городские предприятия сделают все возможное для своевременного ввода в эксплуатацию стадиона на Крестовском острове, в срок, установленный губернатором города», - сообщил чиновник, добавив, что жадность генподрядчика уже привела к забастовке рабочих.

Он все видит

Новая серия конфликта вызвала бурю эмоций в обеих столицах. Актер и певец Михаил Боярский в разговоре с корреспондентом «Ленты.ру» назвал ситуацию со строительством нового стадиона «Зенита» возмутительной.

«Эта невероятная история возмущает не только жителей нашего города, но и всех граждан страны, ведь стадион должен принять матчи чемпионата мира. Обычным людям трудно разобраться в нюансах строительства, понять, кто прав, кто виноват. Петербург не только культурная, но и спортивная столица, городу стыдно за такой промах», - сказал Боярский.

Он также отметил, что недостроенный стадион можно было бы снести и поставить на его месте 80-метровую статую Иисуса Христа работы Зураба Церетели. По словам Боярского, решить проблему со строительством стадиона могут два человека: Петр I и президент Владимир Путин.

Разногласия заказчика и генподрядчика должны быть устранены, есть гарантии администрации города по введению в эксплуатацию арены в установленный срок, заявил министр спорта России Виталий Мутко.

«Стройка стадиона находится в ведении правительства города. У заказчика и подрядчика есть контракт. Сегодня у них очередные между собой разногласия. Главное - есть гарантии города о введении в строй стадиона. Мы городу в данном случае доверяем. Сложно в их отношения со стороны вмешаться. Мы, естественно, будем следить за ситуацией. Надеюсь, что в Питере разрешат эту ситуацию», - сообщил чиновник.

Первые разговоры о возведении новой арены на месте изрядно одряхлевшего стадиона им. С.М. Кирова, располагавшегося на Крестовском острове, возникли 11 лет назад - в 2005 году. Тогда речь шла о стадионе стоимостью порядка 150 миллионов долларов и вместимостью 50 000 зрителей.

Строительство началось в 2007 году. Сроки сдачи и стоимость неоднократно пересматривались. Проект корректировали трижды - в 2008, 2010 и 2013 годах. Один за другим менялись подрядчики. Объект планировалось сдать в 2009 году, и его стоимость на тот момент составляла 6,7 миллиарда рублей. Сейчас уже больше 34 миллиардов.

В апреле в пресс-службе Смольного проинформировали, что за стадионом закреплено наименование «Крестовский». Ранее бытовало «народное» название «Зенит-Арена», так как после введения в строй и решения юридических формальностей арену планируется передать в эксплуатацию футбольному клубу «Зенит». Во время мирового первенства стадион будет называться «Санкт-Петербург».

По последним данным, завершение строительных работ на стадионе, который на данный момент готов на 85 процентов, запланировано на декабрь 2016 года. Вместимость арены составит 68 тысяч человек на спортивных мероприятиях и до 80 тысяч - на развлекательных. Стадион должен принять встречи чемпионата мира 2018 года и Кубка Конфедераций 2017 года.

По сообщению пресс-службы оргкомитета «Россия-2018», замена стадиона для проведения Кубка конфедераций не рассматривается. Международная федерация футбола не получала сигналов о возможной задержке сроков завершения строительства или сдачи объекта.

Сегодня правительство Санкт-Петербурга утвердило программу перераспределения средств городского бюджета: около 2,6 млрд руб., которые предназначались для социальных объектов, пойдут на достройку домашнего стадиона для футбольного клуба «Зенит». Здесь же должны пройти матчи в рамках чемпионата мира по футболу в 2018 году. С 2008 года, когда началось строительство арены, смета увеличилась более чем в шесть раз, до 43,8 млрд руб.


Правительство Санкт-Петербурга в понедельник утвердило программу перераспределения средств городского бюджета, согласно которой более 2,6 млрд руб., первоначально предназначавшихся на строительство социальных объектов, направят на достройку в западной части Крестовского острова футбольного стадиона к чемпионату мира 2018 года, сообщает «РИА Новости» . Согласно тексту постановления, бюджет на строительство школ будет уменьшен на 505 млн руб., учреждений дошкольного образования - на 313 млн руб., культуры - на 126 млн руб., зданий учреждений здравоохранения - на 925 млн руб. 88 млн руб. перераспределят со строительства жилищного дома в Колпино. Бюджет на строительство банного комплекса в Красном Селе и реконструкцию оптико-механической профессионального лицея сократят на 155 млн руб.

На прошлой неделе Смольный заключил контракт с новым генподрядчиком - ОАО «Метрострой» (46% власти города контролируют через ГУП «Петербургский метрополитен» и комитет имущественных отношений). Контрагент должен достроить стадион и благоустроить объект до 26 декабря 2016 года. Общая сумма контракта составляет 7,8 млрд руб.. указывается в материалах на сайте госзакупок. В документах также говорится, что смета является окончательной и не может изменяться.

До этого генподрядчиком объекта была корпорация «Трансстрой», принадлежавшая до 2014 года владельцу холдинга «Базэл» Олегу Дерипаске, а сейчас - его однокурснику Егору Андрееву. Смольный и ФК «Зенит» неоднократно критиковали генподрядчика по поводу качества строительных работ. Так, на прошлой неделе гендиректор ФК «Зенит» Максим Митрофанов заявлял, что структурам «Трансстроя» клубом выдано 1,9 тыс. замечаний как к проектным решениям, так и качеству работ. «1,3 тыс. замечаний существенны - они напрямую влияют на стоимость эксплуатации или удобство болельщиков»,- отметил он. Властям города потребовались дополнительные 2,6 млрд руб. на достройку стадиона из-за того, что прежний генподрядчик пока не вернул ранее выданный аванс. В начале августа один из чиновников в Смольном сообщил “Ъ”, что власти города сейчас ведут переговоры с ВТБ о выплате банковской гарантии, которая ранее предоставлялась структурам «Трансстроя».

Строительство стадиона на Крестовском острове началось в 2008 года. Первоначальная смета составляла 6,7 млрд руб., но в итоге сумма увеличилась более чем в шесть раз, до 43,8 млрд руб. Сейчас готовность арены составляет 85%. Для сравнения, «Казань-Арена», построенная к летней Универсиаде в 2013 году, обошлась примерно в 12 млрд руб. А проходящая сейчас реконструкция большой спортивной арены «Лужников» в Москве, где также пройдут матчи в рамках мирового чемпионата в 2018 году, столичному бюджету обходится в 19 млрд руб.

Халиль Аминов

Как скандальная стройка осталась без генподрядчика


Администрация Санкт-Петербурга 15 июля расторгла контракт с генподрядчиком строительства стадиона «Зенит-Арена» «Инжтрансстроем». За день до этого городские власти и застройщик обменялись взаимными претензиями: «Инжтрансстрой» заявил что, администрация Санкт-Петербурга намерено срывает ввод стадиона в строй и отказывается платить за уже выполненные работы, а власти назвали действия компании «агонией неэффективного подрядчика».

Как «Инжтрансстрой» обвинил петербургские власти в срыве сроков строительства «Зенит-Арены»


Акция рабочих, строящих петербургский стадион «Зенит-Арена», где планируется проведение матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году, в июле спровоцировала новый конфликт генподрядчика объекта «Инжтрансстрой СПб» и властей города. По версии строительной компании, затягивающие с выплатами чиновники ставили под угрозу сроки сдачи объекта.

Власти Петербурга расторгли контракт с генподрядчиком футбольного стадиона, возводимого к ЧМ-2018.

Комментирует экономист Алексей Подымов:

Удастся ли закончить стройку в срок без лишних затрат?

Всего за год до первого официального матча Кубка Конфедераций, который, так или иначе, должен состояться в Санкт-Петербурге, снова приостановлено строительство многострадальной «Зенит-Арены». Власти северной столицы разорвали сразу все ранее заключённые контракты с главным строителем стадиона - компанией «Инжтрансстрой-СПб». Причём сделано это в одностороннем порядке, и судя по всему совершенно неожиданно для всех.

Что же, собственно, не устроило власти северной столицы? В мэрии этого вообще-то не скрывают. Прежде всего – полная бесконтрольность расходов со стороны «Инжтрансстроя». Хотя уже в этом году именно город неоднократно вносил изменения в проект, отнюдь не подкрепляя его материально.

Итак, «Зенит-Арена», которую чаще называют по имени главного спонсора питерского футбольного клуба «Газпром-Ареной» снова в полной мере оправдала свою несчастливую репутацию. Многократные повышения цены, сопровождавшиеся целой серией коррупционных скандалов, уже не раз приводили к смене застройщиков и остановке работ.

Теперь компания «Инжтрансстрой-СПб», которая почти восемь лет назад приняла на себя нелёгкие обязательства генерального подрядчика, должна не просто остановить работы, но и убрать со стройплощадки всю технику, а также сдать всю проектно-сметную документацию тем, кто придёт ей на смену. Убрать быстро – не больше, чем за месяц, поскольку в ином случае на отделочные работы может вообще не остаться времени.

К тому же надо оперативно проводить тендер на достройку арены, хотя при желании, как это уже было на нескольких объектах Сочи-2014, генподрядчика могут просто назначить распоряжением сверху. По этому поводу нельзя не напомнить, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил - глава государства «не хотел бы включать режим ручного управления». Но при таком развитии событий практически неизбежны будут дополнительные и очень серьёзные траты, не исключено, что непосредственно из федерального бюджета.

Тем не менее, невзирая на организационные проблемы, стройка не остановлена – судя по всему, там хватает работ, которые можно вести, так сказать, «за честное слово». Студенческие отряды вообще планируется перевести на положение унитарных предприятий и избавить от завязок на подрядные конторы, а инженерные кадры из того же «Инжтрансстроя» буквально засыпаны предложениями о работе. Вообще-то это понятно - субподрядчики связаны с властями города серией договоров и соглашений, которые пока что никто не разрывал.

В то же время отставленный генподрядчик жалуется на город в прокуратуру. Несмотря на то, что объявлены сроки подачи заявок на конкурс и даже обнародования его итогов в августе, ситуация становится только всё более запутанной.

Тем временем, крайний срок окончания строительства, который только и может устроить ФИФА – это декабрь 2016-го. Если позже, про Кубок Конфедераций Санкт-Петербургу придётся забыть. А ведь именно в Питере, в отличие от большинства других российских городов, уже много лет нет проблем с посещаемостью футбольных матчей. Впрочем, после Евро-2016 и здесь могут попросту плюнуть на футбол. И прежде всего, на «наш футбол».

Остаётся напомнить, что новый стадион на месте легендарного «Кировского», вмещавшего ни много ни мало 84 тысячи зрителей, начали возводить еще в 2007 году. Первый контракт с генподрядчиком тогдашние власти Санкт-Петербурга подписывали на смешную сумму в 6,7 млрд рублей. Потом цена вопроса не раз менялась – разумеется, в сторону роста. Кто-то на волне скандалов вокруг «Зенит-Арены» терял кресла в руководящих кабинетах, кто-то напротив, шёл на повышение – вплоть до министра. В итоге стоимость строительства вроде бы удалось заморозить на отметке немногим выше 40 млрд рублей, что с учётом падения курса рубля уже не является рекордной суммой для стадионов такого масштаба.

Последний подрядчик не слишком отличился по части финансовых запросов, ситуация не позволяла, но последние «крайние» сроки тоже сорвал. СМИ сразу стали сомневаться в официальной информации о том, что работы выполнены чуть ли не на 98%. И как показывает практика, перенос оставшихся 2 процентов на весну 2016-го практически ничего не дал – под угрозой уже и новый срок сдачи объекта – декабрьский нынешнего года.

В срыве проекта каждая из сторон винит другую.

Строители ("Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", ООО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой-СПб", АО Корпорация "Трансстрой") утверждают, что Администрация Санкт-Петербурга не оплатила уже выполненные работы на 1 млрд рублей и уклоняется от принятия объекта, а также постоянно меняет проектную документацию.

Городские чиновники со своей стороны заявляют, что "Инжтрансстрой СПб" неоднократно срывал графиков строительства, не соблюдал на стройке правила противопожарной, антитеррористической и других видов безопасности, а также вовремя не устранил замечания заказчика по качеству выполняемых работ.

Где найти нового главного строителя для одного из самых известных и дорогих долгостроев мирового футбола, и как успеть закончить работы, до начала первого матча ЧМ-2018 по футболу?

Конфликт между строителем "Зенит-Арены" и Администрацией Санкт-Петербурга вышел наружу, когда около 100 рабочих перегородили въезд на стройплощадку стадиона на Крестовском острове. Работа замерла. Забастовку они объяснили тем, что уже три месяца не получают зарплаты.

"Зенит-Арена" сейчас готова на 85%. Силуэт летающей тарелки, который задумал японский архитектор Кисё Курокава, уже читается на линии городского горизонта. Почти готов фасад, а прямо сейчас на стадионе монтируют специальное прозрачное покрытие раздвижной крыши.

Одновременно на стадионе идет проверка субподрядчиков, а спор городских чиновников с подрядчиками были вынуждены рассудить специалисты прокуратуры. Итог проверки: возбудили одно административное дело, сейчас решается вопрос по поводу второго.

Недовольны и тем, что происходит на стройплощадке стадиона, и простые петербуржцы. Мнения большинства метафорически выразил парламентарий Борис Вишневский. Арену он сравнивает не с летающей тарелкой, а с бездонной бочкой.

"Стадион – это бездонная финансовая бочка. 10 лет назад строительство начинали с планов потратить 6,7 млрд. рублей, сейчас потрачено почти 44", - замечает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский. - "10 лет назад предполагалось сдать стадион в марте 2009 года, но конец стройки пока не виден".

Но почему-то лишь теперь, когда до конца стройки осталось меньше шести месяцев, власти прислушались к голосу недовольных. 15 июля 2016 года чиновники вручили генеральному подрядчику уведомление об одностороннем расторжении госконтракта.

Строители предупреждают, что чиновники могут сильно пожалеть о своем решении:

"Смена генподрядчика непредсказуемым образом скажется на том, как увеличатся сроки, может быть даже увеличится смета. Это очень сложная процедура – замена генподрядчика. Тем более, за полгода до конца строительства", - подчеркивает Никита Павлов, пресс-секретарь компании "Инжтрансстрой-СПб".

"Но экономически для нового подрядчика это будет очень выгодная ситуация", - признает он. - "Объект, повторимся, готов на 85%. Вряд ли замена подрядчика со стороны горадминистрации - это случайное стечение обстоятельств".

Стадион обязательно надо достроить к лету следующего года: в это время Петербург будет принимать кубок Конфедераций (турнир, который предшествует Чемпионату мира 2018). Если Россия не сможет этого сделать - она может лишиться права проводить ЧМ.

Власти Петербурга расторгли контракт с генподрядчиком футбольного стадиона, возводимого к ЧМ-2018.

Удастся ли закончить стройку в срок без лишних затрат?

Всего за год до первого официального матча Кубка Конфедераций, который, так или иначе, должен состояться в Санкт-Петербурге, снова приостановлено строительство многострадальной «Зенит-Арены». Власти северной столицы разорвали сразу все ранее заключённые контракты с главным строителем стадиона - компанией «Инжтрансстрой-СПб». Причём сделано это в одностороннем порядке, и судя по всему совершенно неожиданно для всех.

Что же, собственно, не устроило власти северной столицы? В мэрии этого вообще-то не скрывают. Прежде всего – полная бесконтрольность расходов со стороны «Инжтрансстроя». Хотя уже в этом году именно город неоднократно вносил изменения в проект, отнюдь не подкрепляя его материально.

Итак, «Зенит-Арена», которую чаще называют по имени главного спонсора питерского футбольного клуба «Газпром-Ареной» снова в полной мере оправдала свою несчастливую репутацию. Многократные повышения цены, сопровождавшиеся целой серией коррупционных скандалов, уже не раз приводили к смене застройщиков и остановке работ.

Теперь компания «Инжтрансстрой-СПб», которая почти восемь лет назад приняла на себя нелёгкие обязательства генерального подрядчика, должна не просто остановить работы, но и убрать со стройплощадки всю технику, а также сдать всю проектно-сметную документацию тем, кто придёт ей на смену. Убрать быстро – не больше, чем за месяц, поскольку в ином случае на отделочные работы может вообще не остаться времени.

К тому же надо оперативно проводить тендер на достройку арены, хотя при желании, как это уже было на нескольких объектах Сочи-2014, генподрядчика могут просто назначить распоряжением сверху. По этому поводу нельзя не напомнить, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил - глава государства «не хотел бы включать режим ручного управления». Но при таком развитии событий практически неизбежны будут дополнительные и очень серьёзные траты, не исключено, что непосредственно из федерального бюджета.

Тем не менее, невзирая на организационные проблемы, стройка не остановлена – судя по всему, там хватает работ, которые можно вести, так сказать, «за честное слово». Студенческие отряды вообще планируется перевести на положение унитарных предприятий и избавить от завязок на подрядные конторы, а инженерные кадры из того же «Инжтрансстроя» буквально засыпаны предложениями о работе. Вообще-то это понятно - субподрядчики связаны с властями города серией договоров и соглашений, которые пока что никто не разрывал.

В то же время отставленный генподрядчик жалуется на город в прокуратуру. Несмотря на то, что объявлены сроки подачи заявок на конкурс и даже обнародования его итогов в августе, ситуация становится только всё более запутанной.

Тем временем, крайний срок окончания строительства, который только и может устроить ФИФА – это декабрь 2016-го. Если позже, про Кубок Конфедераций Санкт-Петербургу придётся забыть. А ведь именно в Питере, в отличие от большинства других российских городов, уже много лет нет проблем с посещаемостью футбольных матчей. Впрочем, после Евро-2016 и здесь могут попросту плюнуть на футбол. И прежде всего, на «наш футбол».

Остаётся напомнить, что новый стадион на месте легендарного «Кировского», вмещавшего ни много ни мало 84 тысячи зрителей, начали возводить еще в 2007 году. Первый контракт с генподрядчиком тогдашние власти Санкт-Петербурга подписывали на смешную сумму в 6,7 млрд рублей. Потом цена вопроса не раз менялась – разумеется, в сторону роста. Кто-то на волне скандалов вокруг «Зенит-Арены» терял кресла в руководящих кабинетах, кто-то напротив, шёл на повышение – вплоть до министра. В итоге стоимость строительства вроде бы удалось заморозить на отметке немногим выше 40 млрд рублей, что с учётом падения курса рубля уже не является рекордной суммой для стадионов такого масштаба.

Последний подрядчик не слишком отличился по части финансовых запросов, ситуация не позволяла, но последние «крайние» сроки тоже сорвал. СМИ сразу стали сомневаться в официальной информации о том, что работы выполнены чуть ли не на 98%. И как показывает практика, перенос оставшихся 2 процентов на весну 2016-го практически ничего не дал – под угрозой уже и новый срок сдачи объекта – декабрьский нынешнего года.