Стадион «Локомотив. "Сталинец" Шотландец, ученик Алексея Щусева


фото - 1963 год

Решение о сооружении в Лужниках спортивного комплекса было принято Правительством СССР 23 декабря 1954 года. В январе 1955 года началось проектирование, проект был составлен за 90 дней, и в апреле 1955 года развернулось строительство. 31 июля 1956 года состоялось торжественное открытие спорткомплекса, была проведена I Спартакиада народов СССР. Спорткомплекс построен в рекордно короткий срок — всего за 450 дней.


Открытие станции метро "Спортивная" возле стадиона "Лужники", 1957 год


Футбол в "Лужниках", вторая половина 1950-х гг

Довоенный стадион "Динамо"

Был построен в 1928 году по проекту архитекторов А. Я. Лангмана и Л. З. Чериковера для первой Всесоюзной спартакиады. Стадион изначально имел форму подковы, открытой к Петровскому парку и закрытой со стороны Ленинградского проспекта. Только в 1936 году была построена Восточная трибуна, замкнувшая стадион. До в 1956 года, когда появились "Лужники", оставался главной ареной страны.


Футбол на "Динамо", вторая половина 1930-х гг


Стадион "Динамо", 1936 год


"Динамо" против "Команды красной армии", май 1941 г.

Стадион "Динамо" закрыт в 2008 году, на его месте к чемпионату мира-2018 будет возведена новая арена, названная в честь одного из национальных банков. Недавно в одном из сообществ о Москве были выложены фото того, что на данный момент осталось от легендарной арены :

Стадион "Торпедо" имени Эдуарда Стрельцова

Стадион "Торпедо" был построен в 1959 году и использовался в качестве тренировочного поля для одноимённой футбольной команды. Первый матч на стадионе состоялся 15 апреля 1977 года: "Торпедо" в матче высшей лиги чемпионата СССР играло с "Черноморцем". С 1978 по 1997 годы и с 2010 года по настоящее время — домашний стадион "Торпедо". 21 июля 1997 года стадиону "Торпедо" присвоено имя легендарного торпедовца Эдуарда Стрельцова.


Стадион "Торпедо", 1985 год

Стадион "Сталинец" ("Локомотив")

В 1935 году на месте нынешнего стадиона "Локомотив" был открыт стадион "Сталинец" профсоюза рабочих электропромышленности. Многие московские команды проводили там свои домашние матчи.

Стадион "Сталинец", вторая половина 1930-х гг

У "Сталинца" были земляные (насыпные) трибуны и неудобные раздевалки. При этом, судя по протоколам игр 30-х годов, по 30 000 зрителей собирал и этот стадион.

Стадион "Сталинец", 1954 год

В конце 50-х годов стадион был переподчинён Министерству угольной промышленности, сразу после чего сменил своё название на "Шахтёр". В 1966 году на его месте построили стадион "Локомотив" вмещающий порядка 30 тысяч зрителей (в середине 90-х годов, когда скамьи были заменены индивидуальными пластиковыми сиденьями, вместимость сократилась до 24 тысяч).

Стадион "Локомотив", 1980 год

В 2000-2002 годах велось строительство нового стадиона "Локомотив", после завершения которого арена приняла свой нынешний вид.

Ну и, конечно стадион ЦСКА имени Григория Федотова, "Песчаное"

Был построен в 1961 году по инициативе маршала Георгия Гречко и открыт в том же году. Из-за близости с тогда еще действующим аэродромом Центральный на Ходынском поле стадион возвели без осветительных мачт, чтобы самолеты, идя на посадку, не рисковали врезаться в мачту. По этой причине, матчи на стадионе проводились только днем. Первая официальная игра прошла 6 ноября 1974 года: ЦСКА сыграл с алма-атинским "Кайратом" 0:0. До середины 90-х на стадионе вместо сидений были деревянные скамейки, выцветавшей от солнца красной-синей расцветки. К сезону-1997 на "Песчаном" поставили пластиковые кресла, однако ЦСКА по-прежнему играл там нерегулярно. С 2001 года РФПЛ запретило играть на этом стадионе командам высшей (премьер) лиги. Последний официальный матч на "Песчаном" был сыгран 28 октября 2000 года. В 1/8 финала Кубка России ЦСКА уступил "Анжи" - 1:3.

"Сталинец" (1935-1966)

В 1935 году на месте нынешнего стадиона "Локомотив" в Черкизове был открыт стадион "Сталинец" профсоюза рабочих электропромышленности. С какой стати так назвали не самый большой и не самый лучший (у "Сталинца" были земляные трибуны и неудобные раздевалки) стадион в нашем городе, построенный в предвоенные годы, - загадка. Может, потому, что известный ныне сталинский бункер совсем недалеко отсюда? Чем-то нравился "вождю народов" этот малонаселенный район на востоке столицы.

На "Сталинце" проводили домашние игры многие московские команды. А в первые послевоенные годы именно на "Сталинце" проходили игры самых знаменитых московских клубов (стадион "Динамо" был еще закрыт - на нем в дни войны организовали военно-учебную базу, а "Лужников" не было даже в проекте).
Первые матчи 1945 года ЦСКА - "Динамо" и "Торпедо" - "Спартак" - первые аншлаги на насыпных трибунах. Вдоль Большой Черкизовской еще стояла трофейная немецкая техника, которую любила обследовать московская ребятня. Публика ехала сюда от конечной тогда станции метро "Сокольники" на трамваях. Все подножки и открытые окна трехвагонных составов были облеплены людьми, самые отчаянные забирались на крыши. Непонятно, как перегруженным трамваям удавалось въезжать на Преображенскую гору? Тогда она была очень крутой. Легендарное время в истории московского футбола!

"Локомотиву" стадион достался в хрущевские времена. Пугая грачей на высоких березах, над чашей стадиона взрывался вопль "Давай, чугунка!" И "чугунка" в конце концов дала: "Локомотив" - одна из лучших команд России.

"Локомотив" (1966-2000)

Торжественное открытие приурочили к матчу "Локомотив" - "Динамо" Киев. У входа на стадион гудела толпа обделенных судьбой болельщиков. Два кассовых окна закрывал лист ватмана с надписью от руки почерком Остапа Бендера: "Билетов нету" (собственно, это был первый, и последний, аншлаг на "Локомотиве" до 1977 года, пока в Черкизово не пожаловал по пути в высшую лигу "Спартак").
Как-то уж повелось, что матчи в дни юбилеев и других торжеств именинникам не удаются. И "Локомотив" испортил праздник, проиграв лидеру первенства киевскому "Динамо" - 0:3. И это несмотря на то, что в его атаке сложился талантливо подобранный Константином Бесковым молодежный дуэт Владимир Козлов - Михаил Гершкович. Но Бескова к тому времени уже уволили, и команда прозябала на предпоследнем, 18-м месте.

На протяжении всей истории на стадионе "Локомотив" проводили свои "домашние" матчи многие клубы, так, например, "Спартак" в знаменитом матче со швейцарским "Сьоном", когда после окончания матча (2:2) швейцарцы заставили судей измерить ворота и оказалось, что те чуть-чуть не соответсвуют мировым стандартам. УЕФА назначил переигровку, которая впрочем принесла успех "Спартаку" - 5:1. На "Локомотиве" также периодически выступала национальная сборная.

Стадион функционировал до конца 90-х. Потом его решили реконструировать. Тут следует отметить, что и прежний локомотивский стадион еще не устарел ни морально, ни тем более физически. По крайней мере ведер или тазов для сбора стекающей с потолков подтрибунных помещений воды, как на "Динамо", там не заводили. Но громадье планов подразумевает и соответствующую им инфраструктуру.
Вообще создавалось впечатление, что одним из главных критериев при назначении руководителей Министерства путей сообщения, начиная с Бориса Павловича Бещева, была любовь к футболу. Случалось, конечно, что на этот пост каким-то образом проникали и равнодушные к "Локо", но тогда главным футбольным закоперщиком становился начальник Московской железной дороги, и дело "Локомотива" жило, хотя до поры до времени и не побеждало.
Юрий Семин, Валерий Филатов, Владимир Эштреков, Владимир Коротков в разное время поиграли за "Локомотив", а объединившись в его руководстве, не только при "попустительстве", но и при деятельном участии тогдашнего начальника МЖД Ивана Паристого затеяли полную реконструкцию клуба, с рельсов узкоколейки перевели на современные магистрали сначала российского, а затем и международного футбола. А главным конструктором локомотивской супермодели стал недавний глава МПС Николай Аксененко, при котором команда получила в Баковке суперсовременную дачу и затеяла строительство стадиона, аналогов которому в России нет.
Комитет легкой атлетики России отказался выделять деньги на обновление беговых дорожек и было принято решение строить чисто футбольный стадион. "Локомотив" играл на стадионе до конца первого круга сезона 2000. Потом его закрыли окончательно. К началу Лиги Чемпионов 2001/02 стадион обещали открыть, но дата открытия постоянно откладывалась. Реконструированный стадион "Локомотив" открыли в 5 июля 2002 года.

Использованы материалы газет "Вечерняя Москва" и "Спорт-Экспресс"

История стадиона:

Сталинец (1935-1966)

В 1935 году на месте нынешнего стадиона "Локомотив" в Черкизове был открыт стадион "Сталинец" профсоюза рабочих электропромышленности. С какой стати так назвали не самый большой и не самый лучший (у "Сталинца" были земляные трибуны и неудобные раздевалки) стадион в нашем городе, построенный в предвоенные годы, - загадка. Может, потому, что известный ныне сталинский бункер совсем недалеко отсюда? Чем-то нравился "вождю народов" этот малонаселенный район на востоке столицы.

Стадион "Сталинец" на карте Москвы 1940 года (и проектируемый стадион им.Сталина):

Стадион "Сталинец" на немецких аэрофотоснимках Москвы времен ВОВ:

На "Сталинце" проводили домашние игры многие московские команды. А в первые послевоенные годы именно на "Сталинце" проходили игры самых знаменитых московских клубов (стадион "Динамо" был еще закрыт - на нем в дни войны организовали военно-учебную базу, а "Лужников" не было даже в проекте).

Первые матчи 1945 года ЦСКА - "Динамо" и "Торпедо" - "Спартак" - первые аншлаги на насыпных трибунах. Вдоль Большой Черкизовской еще стояла трофейная немецкая техника, которую любила обследовать московская ребятня. Публика ехала сюда от конечной тогда станции метро "Сокольники" на трамваях. Все подножки и открытые окна трехвагонных составов были облеплены людьми, самые отчаянные забирались на крыши. Непонятно, как перегруженным трамваям удавалось въезжать на Преображенскую гору? Тогда она была очень крутой. Легендарное время в истории московского футбола!

"Локомотиву" стадион достался в хрущевские времена. Пугая грачей на высоких березах, над чашей стадиона взрывался вопль "Давай, чугунка!" И "чугунка" в конце концов дала: "Локомотив" - одна из лучших команд России.


"Локомотив" (1966-2000)

На месте снесенного "Сталинца" с насыпными трибунами и монументальными колоннами возник красивый современный стадион, вмещающий порядка 30 тысяч зрителей (в середине 90-х, когда скамьи были заменены индивидуальными пластиковыми сиденьями, вместимость сократилась до 24 тысяч).

Торжественное открытие приурочили к матчу "Локомотив" - "Динамо" Киев. У входа на стадион гудела толпа обделенных судьбой болельщиков. Два кассовых окна закрывал лист ватмана с надписью от руки почерком Остапа Бендера: "Билетов нету" (собственно, это был первый, и последний, аншлаг на "Локомотиве" до 1977 года, пока в Черкизово не пожаловал по пути в высшую лигу "Спартак").

На протяжении всей истории на стадионе "Локомотив" проводили свои "домашние" матчи многие клубы, так, например, "Спартак" в знаменитом матче со швейцарским "Сьоном", когда после окончания матча (2:2) швейцарцы заставили судей измерить ворота и оказалось, что те чуть-чуть не соответсвуют мировым стандартам. УЕФА назначил переигровку, которая впрочем принесла успех "Спартаку" - 5:1. На "Локомотиве" также периодически выступала национальная сборная.

Стадион функционировал до конца 90-х. Потом его решили реконструировать. Тут следует отметить, что и прежний локомотивский стадион еще не устарел ни морально, ни тем более физически.

Скан с газеты "Локо" о реконструкции стадиона:

Но реконструкция себя не оправдала и решили возводить новую арену.

Главным конструктором локомотивской супермодели стал недавний глава МПС Николай Аксененко, при котором команда получила в Баковке суперсовременную дачу и затеяла строительство стадиона, аналогов которому в России нет.

Комитет легкой атлетики России отказался выделять деньги на обновление беговых дорожек и было принято решение строить чисто футбольный стадион. "Локомотив" играл на стадионе до конца первого круга сезона 2000. Потом его закрыли окончательно. К началу Лиги Чемпионов 2001/02 стадион обещали открыть, но дата открытия постоянно откладывалась. Реконструированный стадион "Локомотив" открыли в июле 2002 года.

Открытие стадиона

Первый матч на обновленном стадионе "Локомотив" состоялся 5 июля 2002 года. "Локомотив" принимал элистинский "Уралан".

Перед официальным открытием стадион осветила церковь.

Официально стадион введен в эксплуатацию 3-го августа. Торжественная церемония открытия спортивной арены состоялась перед началом матча 18 тура Чемпионата России по футболу "Локомотив" - "Торпедо".

Сразу же после открытия стадион "Локомотив" стал домашней ареной не только для клуба, но и для сборной команды России. Первый матч на новом стадионе на уровне сборных состоялся в сентябре 2002 года: в рамках отборочного турнира к ЧЕ-2004 сборная России с блеском переиграла ирландцев со счетом 4:2.

Настоящее стадиона "ЛОКОМОТИВ"


Стадион "Локомотив" расположен на территории спортивного комплекса "Локомотив" площадью 25 га.

Стадион удовлетворяет требованиям ФИФА и УЕФА и позволяет проводить международные матчи любого уровня. Является домашней ареной для ФК "Локомотив" и для сборной России.

Трибуны

Стадион представляет собой шестиэтажное сооружение с двумя ярусами трибун. Между верхним и нижним ярусом располагается этаж лож.

Трибуны разделены на 22 сектора, каждый из которых имеет свой вход. Публика максимально приближена к игровому полю: на стадионе нет привычных легкоатлетических дорожек, но вокруг поля предусмотрен ров безопасности, антивандальные стекла.




Вместимость - 30000 зрителей (нижний ярус - 15500; верхний - 14500):
- места для зрителей - 28810;
- места для представителей прессы - 156;
- VIP-ложи - 974 открытых места.
- кроме того, на стадионе имеется порядка 60 закрытых коммерческих VIP-лож вместимостью от 10 до 24 человек.

Схема территории стадиона: fclm.ru/ru/club/scheme_area

Название - Центральный стадион "Локомотив"
Прежнее название - "Сталинец"
Архитектор - Дмитрий Буш
Первый матч - "Локомотив" - "Уралан" 05.07.2002
Размеры поля - 104х68 метра
Вместимость - 28 800 человек
Травяной покров - Desso DLW (Голландия)
Гостевой сектор - 2345 человек
VIP ложи - 60 коммерческих (от 10 до 20 мест)
Количество ТВ позиций - до 15

October 1st, 2017

Как то мы давно давно с вами с большим количеством грандиозных проектов, в том числе и . Но в этих обсуждениях мы упустили еще один грандиозный проект, который уже начали было строить.

Это стадион имени Сталина, он планировался как самое грандиозное спортивное сооружение в мире.

Танки на поле

Стадион собирались построить на живописном участке в северной части Измайловского парка, расположенного в тогда еще Сталинском районе Москвы, прямо за окружной железной дорогой. Тогда это была самая окраина столицы, даже почти пригород. Планировалось возвести огромные трибуны с балконами, верхними и нижними ярусами и башенками. Но лишь с трех сторон. Четвертая сторона, обращенная к парку и расположенному рядом полигону, оставалась бы открытой, чтобы оттуда на стадион беспрепятственно могли входить колонны солдат и военная техника.

Планировалось, что сооружение сможет вместить 120 тысяч зрителей, а при необходимости, даже до двухсот тысяч. Парадный вход на стадион должны были украсить высокие колоннады, арки и статуи Сталина, его соратников, а также рабочих, крестьян и физкультурников.

Так и видятся переполненные трибуны, пестрящие флагами и транспарантами. Взоры зрителей устремлены на правительственную ложу. Когда там появляется Отец народов, весь стадион в едином порыве встает и аплодирует. Восторженные возгласы, слившиеся в единый гул, разносятся на много километров окрест. Гремят военные марши. На стадион въезжают краснозвездные танки и бронемашины. Вслед за ними мчатся мотоциклисты, гарцуют кавалеристы. В небе гудят истребители и бомбардировщики…



Масштаб во всем

Стадион был лишь частью огромного проекта. Вокруг него собирались возвести еще несколько десятков сооружений, в частности, велодром, воднолыжную базу на берегу пруда, тренировочные залы, спортплощадки, общежития для спортсменов. Он был призван стать не только спортивной ареной, но и местом для демонстраций, парадов, массовых праздников.

Неподалеку от арены решили построить станцию метро «Стадион имени Сталина». Поскольку в дни мероприятий сюда должны были стекаться несметные толпы людей, планировалось создать огромный наземный вестибюль с двенадцатью эскалаторами и проложить три пути для электропоездов, чтобы люди быстрее могли заполнять стадион.

Дополнительная платформа должна была открываться только в дни праздников и попеременно работать на вход и выход пассажиров.


Работать над проектом поручили группе архитекторов 6-й проектной мастерской Моссовета, которой руководил профессор Николай Джеймсович Колли. В состав творческого коллектива вошли С. Андриевский, Н. Селиванов, В. Сергеев, В. Вольфензон, Т. Макарычев и В. Калинин.

Строительство началось в 1932 году. Сначала планировали возвести арену ко Всемирной спартакиаде Красного спортивного интернационала — своеобразного пролетарского противовеса буржуазным Олимпийским играм, — которую Советский Союз намеревался провести в 1935 году. Но соревнования так и не состоялись, что, наверное, и к лучшему — строители не выдержали бы такие сумасшедшие темпы. Проект был слишком сложным и амбициозным даже для великих энтузиастов того времени.

Сталин и футбол

Зачем вообще понадобился этот стадион? До Великой Отечественной войны Советский Союз не имел национальной сборной ни по одному виду спорта, кроме футбола. Да и эта команда собиралась от случая к случаю, поскольку визиты спортсменов из-за рубежа можно было пересчитать по пальцам. Самые памятные — вояжи сборной Турции и команды Басконии.

Возможно, такое пренебрежение было связано с тем, что сам Сталин был далек от физкультуры и спорта. Он не увлекался ни борьбой, ни плаванием, разве что бильярд любил. Еще в молодости играл в городки. А вот к футболу был совершенно равнодушен.


Но популярность футбола все равно росла. Впервые вождю показали эту игру летом 1936 года. Во время демонстрации прямо на брусчатке Красной площади, напротив мавзолея Ленина и Кремлевской стены с захоронениями известных коммунистов, постелили специально сшитый войлочный газон, поставили ворота.

Играли в том показательном матче представители общества «Спартак» — первый состав выиграл у второго 4:3. Игра (хотя это, по сути, был спектакль) Сталину понравилась. Но больше на футбольных матчах он не появлялся. Лишь посещал спортивные праздники во время Дня физкультурника на стадионе «Динамо».

Впрочем, очевидно, что спортивная мотивация при строительстве нового стадиона уступало идеологической. Руководство страны при каждом удобном случае демонстрировало непоколебимую мощь СССР — будь то в военной сфере или в мирной жизни. Вот и осуществление мегапроекта в Измайлове должно было потрясти весь мир.

Некоторые историки утверждают, что на Сталина произвел впечатление большой спортивный комплекс в Берлине, созданный в 1936 году по проекту архитектора Вернера Марха. И он, мол, решил перещеголять Гитлера. Берлинский центр действительно был мощным, в него входил Олимпийский стадион («Олимпиаштадион») на 86 тысяч мест, ледовый дворец, манеж для верховой езды, плавательный бассейн и открытый театр. Однако идея строительства арены в Германии возникла позже, чем в СССР. Да и возводить ее немцы начали лишь в 1933 году, когда в Измайлове уже кипела работа.

Шотландец, ученик Алексея Щусева


В 1935 году Николай Колли выступил в журнале «Архитектура СССР», где подробно анализировал собственный проект:

_«Зритель должен свободно ощущать естественное природное окружение стадиона. Он должен быть поставлен в условия хорошей видимости, в хорошие условия в отношении направления стран света, ветра и пр. Вместе с тем должна быть создана обстановка, которая бы способствовала тому, чтобы каждый зритель воспринимал себя в неразрывной связи с мощным коллективом, с происходящими действиями и окружающей природой.Эти предпосылки и определили форму стадиона. Стадион должен быть построен так, чтобы зритель не был оторван от природы, чтобы внимание его не было приковано только к месту демонстрации, чтобы перед ним открывалась перспектива прекрасного пейзажа с видом на пруд и лесной массив Измайловского парка культуры и отдыха».

Архитектор рассказал, что творческая группа исследовала опыт строительства спортивных сооружений разных эпох — от древнегреческой Олимпии и римского Колизея до последних европейских и американских арен. Но основой проекта все же стали новые задачи, поставленные перед архитекторами руководством страны.



Николай Джеймсович (в быту Яковлевич) Колли, в чьих жилах текла шотландская кровь, был учеником знаменитого Алексея Щусева. Он участвовал в разработке проекта поселка «Сокол» близ одноименной станции метро, создал чертежи зданий кооператива «Новая Москва» на Ленинградском проспекте, Института советской кооперативной торговли на улице Панфилова.

Кроме того, Колли помогал знаменитому Ле Корбюзье во время возведения здания Центросоюза на улице Кирова (ныне Мясницкой). По сути, именно он руководил всеми работами, воплощая идеи французского гения, который в Москву на этапе строительства не приезжал. Кроме того, Колли участвовал в строительстве двух мостов в Москве, станций метро «Кировская» — ныне «Чистые пруды», «Парк культуры», «Смоленская», «Павелецкая-кольцевая». А прямо перед началом работы над стадионом он был занят в строительстве ДнепроГЭС.

После войны Николай Джеймсович занимался восстановлением Риги, Минска, Калинина - ныне Тверь.

Кстати, стадион в Измайлове — не единственный спортивный объект, над которым работал Колли. Он также проектировал стадионы в Сталинграде и Минске.

То ли финны виноваты, то ли воровство

Строительство стадиона продолжалось до 1939 года, но потом его остановили. К тому времени — а прошло уже семь лет — строителям удалось доделать только земляные работы и поднять лишь одну трибуну на 10 тысяч зрителей и закончить подземные сооружения. Правда, они были впечатляющие — один подземный бункер Сталина чего стоил! Он был восстановлен в 1990-х годах и сегодня открыт для посещения. Кстати, в подземелье висит картина, на которой Сталин изображен за бильярдным столом вместе с маршалом Георгием Жуковым.

Почему же была заморожена стройка, достоверно не известно. Общепринятое мнение, что из-за финской войны. Но мы также знаем о неутешительных выводах, сделанных чекистом и, к слову, профессиональным строителем Нафталием Френкелем, которому было поручено контролировать ситуацию в Измайлове. Трудовая дисциплина на стройке была поставлена из рук вон плохо: из 813 человек, принятых на работу только в 1935 году, было уволено 779, из них 353 — за прогулы. И главное — из 20-ти с половиной миллионов рублей, выделенных на возведение спортивного комплекса, по прямому назначению было использовано меньше половины — около 10 миллионов!


Однако никаких последствий для строителей и архитекторов отчет чекиста не имел. Никого не наказали, не посадили, хотя обличительная бумага была передана председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Молотову.

Может, «наверху» потеряли интерес к стадиону? Или поняли, что Москве просто не осилить два дорогостоящих мегапроекта? Ведь в то время на месте снесенного Храма Христа Спасителя шло строительство Дворца Советов. Это здание с гигантской фигурой Ленина на вершине должно было взметнуться на высоту около полукилометра. Кстати, этому проекту тоже не суждено было осуществиться, хотя строительство Дворца Советов законсервировали чуть позже — перед самой войной.

Следов того суперздания не осталось — на месте его котлована в 1960 году построили плавательный бассейн «Москва», а через тридцать лет физкультурный комплекс ликвидировали и восстановили Храм Христа Спасителя. В 1996 году патриарх Алексий Второй провел в нем первую литургию.

А вот стадион имени Сталина до сих пор напоминает о себе. Рядом с небольшим спортивным комплексом «Измайлово», что прямо за институтом физкультуры на Сиреневом бульваре, стоят остатки бетонных блоков трибун. Теперь уже как памятник несостоявшемуся проекту Колли и его соратников. До недавнего времени его скрывал печально знаменитый «Черкизон», но теперь он постепенно приобретает нормальный облик.



Сохранилось также большое здание станции метро «Стадион имени Сталина». Москвичи долгие годы знали его как павильон станции «Измайловский парк», недавно переименованной в «Партизанскую». Правда, двенадцать эскалаторов и дополнительный путь, задуманные советскими архитекторами для стадиона, оказались явно ни к чему.

«Сталинец» и его наследники

И все же стадион в честь вождя в Москве был построен. Пусть не такой огромный и помпезный, но достаточно вместительный, с внушительной колоннадой. Речь идет о 30-ти тысячном стадионе «Сталинец» в Черкизове, построенном в 1935 году буквально в паре километров от грандиозной измайловской стройки. Сооружение принадлежало профсоюзу рабочих электропромышленности.



Но стадион «Сталинец» существовал и в послевоенные годы продолжил принимать матчи первенства страны. Постепенно он устарел и обветшал. Его решили снести, чтобы построить другой, более современный и уж конечно, с другим названием. Так на месте «Сталинца» в 1966 году возник стадион «Локомотив». Он простоял до конца века, а 2002 году на его месте был построен нынешний «Локомотив» — комфортабельный и современный.

03.02.2017, 23:27 Уроки истории 2535 12

Очевидно, что команда с московско-казанской железной дороги, а впоследствии Клуб Октябрьской Революции, являются прародителями футбольного клуба «Локомотив» Москва. Надо признать, что над доказательной базой ещё необходимо много и кропотливо работать. Наверняка существует «такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к двери моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая! Настоящая!! Броня!!!» (профессор Преображенский). К сожалению, такого документа до сих пор нет. Хочется надеяться, что работа в этом направлении не будет прекращена, а, наоборот, многократно усилена. В нашем случае история - точная наука, так как укладывается в ближайшее к нам столетие. Пора прекращать жаркие споры среди уважаемых футбольных историков и просто нечуждых клубу лиц, до сих пор не подкрепленные чёткой доказательной базой. И это беда не только главной железнодорожной команды страны.

К чему такое предисловие?

http://www.lokomotiv.info/blogs/310117/71737/

«17 июня состоялось еще одно историческое событие: «Локомотив» провел первый матч на своем стадионе — в том матче он назывался «Сталинец» (позже будет переименован в «Локомотив»), но находился там же, где и сейчас — Большая Черкизовская, 125. Свидетелями исторического матча против «Спартака» стали 10 тысяч зрителей.»

На каком своём стадионе, друзья? Зачем выставлять на посмешище историю прославленной команды. «В том матче он назывался «Сталинец» - формулировка достойна энциклопедии «Локомотива»? Негоже уважаемому и популярному ресурсу вводить в заблуждение не только болельщиков, но и президента клуба и его помощников, которые наверняка прочитали или прочитают этот текст. Не хотелось бы кидать гневные стрелы в адрес молодых ребят, пишущих о клубе. Это просто здорово, что тема многим интересна. Но, если взялся за материал, то изучи его вдоль и поперёк, не искажая их под свои цели и задачи.

Стадион на Большой Черкизовской стал принадлежать железнодорожному ведомству гораздо позже - во времена правления Хрущёва, когда легендарный Министр Путей Сообщения Борис Павлович Бещев принял на баланс огромной отрасли народного хозяйства спортивное сооружение со всей прилегающей территорией. Доподлинно неизвестно под какой формулировкой (опять-таки задачка для историков). Но можно предположить, что этим стадионом мог стать, допустим, дублёр «Сталинца» в Измайлово. И не было бы «нашего Черкизово». К счастью, всё случилось так, как и должно было случиться.

Билет с кубкового матча "Локомотив" - "Динамо" (Москва), состоявшегося на стадионе "Локомотив" (бывш. "Сталинец") в 1964 году

В 1923 году было создано первое ОРГАНИЗОВАННОЕ спортивное объединение железнодорожников, получившее название «Клуб имени Октябрьской революции» (сокращенно - КОР). «Казанка», по неподтверждённым данным, вошла в его состав. Помимо футбола, клуб развивал и другие виды спорта (баскетбол, плавание, лыжи и т.д.). Начали коровцы свой «крестовый поход» с самого главного. Так как футбольных полей в то время не хватало, энтузиасты клуба решили построить собственную спортивную площадку. Вместе с рабочими депо «Сортировочная» Казанской железной дороги (кстати, инициаторами первого коммунистического субботника, названного В.И. Лениным «великим почином») они расчистили пустырь между Ольховской и Новорязанской улицей и оборудовали участок всем необходимым для проведения различных спортивных соревнований. Получился небольшой, но уютный стадион. Место было выбрано идеально, вблизи расположения трех железнодорожных вокзалов - Ленинградского, Ярославского и Казанского. Там на новеньком футбольном поле 12 августа 1923 года состоялась дебютная игра КОРа. Футболисты предстали перед публикой в светло-голубых рубашках и белых трусах (впоследствии это сочетание стало традиционной формой коровцев).

Стадион на «Разгуляе» (так в то время назывался район постройки) - настоящий домашний стадион нашего клуба на протяжении десятков лет практически с момента его основания. В 1936-ом году он также, как и вновь образованное добровольное спортивное общество, приобрёл имя «Локомотив» и на нём, как на одном из немногих крупных сооружений г. Москвы, проводились всевозможные соревнования по тем или иным видам спорта не только железнодорожниками, но и многими столичными спортсменами.

Чтобы не быть голословным посмотрите, где играл наш футбольный клуб в то великолепное время и вплоть до самой войны (а быть может и во время). Справочник посвящён осеннему чемпионату СССР по футболу 1936-го года. На «Локомотиве» он играл. На своём, родном и домашнем стадионе!

Ну а первый официальный матч чемпионата СССР на СВОЁМ стадионе железнодорожники провели 12 июля 1936 года против киевского «Динамо» (0:2). К слову, три игры победного розыгрыша Кубка Советского Союза состоялись там же.

Так что стадион «Сталинец» образца 1936 года к истории «Локомотива» не имеет ровно никакого отношения. Скорее всего, номинальным хозяином этого спортсооружения являлся одноименный клуб, отметившийся выступлениями в группе «А» в 1938-м.