Руководитель спортивной команды камаз мастер семен. Биографии

О спортивных грузовиках команды «Камаз-Мастер» известно немногое: какой двигатель установлен? до какой
скорости разгоняются? какие детали импортные, а какие отечественные? В этой статье вы найдете все
ответы!



В 1988 году, когда российские гонщики только начали выступать на грузовиках «КамАЗ», техника была





усовершенствовали подвеску и гидроусилитель, разработали и установили систему подкачки шин.

Title="В 1988 году, когда российские гонщики только начали выступать на грузовиках «КамАЗ», техника была
фактически серийной: в качестве основы спортсмены выбрали трехосный полноприводник «КамАЗ-4310»,
которому форсировали двигатель до 290 л.с. (серийная «восьмерка» выдавала 210 «лошадей»), немного
доработали системы охлаждения и смазки, установили каркас безопасности, более жесткие рессоры, новые
амортизаторы и... все! В таком исполнении «КамАЗ-С4310» («С» - спортивный) дебютировал на европейском
ралли «Ельч», где камазовцы завоевали 2 и 4 места личного зачета и 1 место командного.
Дальше началась череда переделок: какие только моторы не примеряли гоночные грузовики! В 1989-м -
форсированный до 400 «лошадей» камазовский агрегат, в 1989-м - опытный 10-цилиндровый двигатель (он
оказался слишком ненадежным), в 1991-м, наконец, появилась специально разработанная «восьмерка»
мощностью 430 л.с. Естественно, мощный двигатель потребовал существенной переделки трансмиссии: на
заводе изготовили экспериментальную коробку передач и новую раздаточную коробку. Также инженеры
усовершенствовали подвеску и гидроусилитель, разработали и установили систему подкачки шин.">

Заметим, что первым иностранным компонентом, который прописался на российском спортивном грузовике





марафонов заставили инженеров спешно создавать и испытывать новую машину - «КамАЗ-49256».

96». Но затем грузовику снова
имплантировали новое сердце: 12-цилиндровое мощностью больше тысячи «лошадей»! На «Дакаре"98» такой
«КамАЗ» выступил неудачно, поскольку огромную мощность не смогла «переварить» трансмиссия... Этот
прототип стал последним камским грузовиком, где двигатель размещался посередине: новые правила
марафонов заставили инженеров спешно создавать и испытывать новую машину - «КамАЗ-49256»." title="Заметим, что первым иностранным компонентом, который прописался на российском спортивном грузовике
стало сцепление британского производства, хотя дальше камазовцы использовали больше и больше импортных
запчастей... Например, следующее поколение гоночных грузовиков (уже двухосных!) получило американский
двигатель Cummins мощностью 520 л.с. Впрочем, когда ярославские моторостроители предложили силовой
агрегат ЯМЗ-7Э846, камазовцы выбрали российский турбодизель: он покорил большим крутящим моментом на
низких оборотах и хорошей работой на низкосортном топливе.
С таким двигателем среднемоторный «КамАЗ-49252» вынес камазовцев на победный подиум марафона
«Париж-Москва-Пекин» и позволил завоевать золотого бербера на «Дакаре"96». Но затем грузовику снова
имплантировали новое сердце: 12-цилиндровое мощностью больше тысячи «лошадей»! На «Дакаре"98» такой
«КамАЗ» выступил неудачно, поскольку огромную мощность не смогла «переварить» трансмиссия... Этот
прототип стал последним камским грузовиком, где двигатель размещался посередине: новые правила
марафонов заставили инженеров спешно создавать и испытывать новую машину - «КамАЗ-49256».">

После созданной впопыхах модели 49256 появился уникальный «КамАЗ-4911 Extreme» - машина, которая не


«Дакара». Можно ли придумать машину лучше? «Можно!» - ответили камазовцы.

Title="После созданной впопыхах модели 49256 появился уникальный «КамАЗ-4911 Extreme» - машина, которая не
имела аналогов по проходимости, маневренности и динамике. «Сорок девять одиннадцать» успели окрестить
«летающим грузовиком»: этот монстр, отталкиваясь от естественных трамплинов, эффектно взлетал над
землей! В дебютном 2003 году за скоростным большегрузом остались победы на Кубке и Чемпионате России,
ралли «Дезерт Челлендж», «Хазарские степи», «Каппадокия», а главное - золотой и бронзовый берберы
«Дакара». Можно ли придумать машину лучше? «Можно!» - ответили камазовцы.">

В 2007 году родилась нынешняя генерация спортивных грузовиков - «КамАЗ-4326-9». На этом спортивном


скромным ресурсом - до списания двигатель проходит примерно 30 тысяч гоночных километров.

Title="В 2007 году родилась нынешняя генерация спортивных грузовиков - «КамАЗ-4326-9». На этом спортивном
грузовике установлен российский двигатель ЯМЗ-7Э846 оъемом 18,47 л. На стенде 8-цилиндровый V-образный
турбодизель развивает внушительные 830 л.с. мощности и 3500 Н·м крутящего момента. Впрочем,
ярославский турбомонстр неидеален: во-первых, прожорлив (в гонке мотор потребляет больше 100 литров
солярки на каждые 100 километров пробега), во-вторых, массивен (1400 кг), в-третьих, отличается
скромным ресурсом - до списания двигатель проходит примерно 30 тысяч гоночных километров.">

Остальная механическая начинка грузовиков команды «Камаз-Мастер» - сборная солянка из отечественных и


механизмов - от бельгийской компании Wabco). Шины - проверенные гонками Michelin 14.00 R20XZL.

Title="Остальная механическая начинка грузовиков команды «Камаз-Мастер» - сборная солянка из отечественных и
импортных агрегатов: сцепление - английское SACHS, коробка передач - немецкая 16-ступенчатая ZF,
раздаточная коробка - австрийская Steyr, карданная передача - турецкая Tirsan Kardan. Если раньше
устанавливались тяжелые камазовские мосты, то теперь гоночные грузовики получили финские мосты Sisu,
правда, вместо штатных дисковых тормозов смонтированы отечественные барабанные (привод тормозных
механизмов - от бельгийской компании Wabco). Шины - проверенные гонками Michelin 14.00 R20XZL.">


Кстати, машина семикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина отличается от остальных грузовиков
«синей армады»: если «обычный» гоночный «КамАЗ» стоит около 200 тысяч евро, то стоимость 900-сильного
чагинского автомобиля - 680 тысяч евро! Откуда набежала такая разница? Из всех созданных командой
«Камаз-Мастер» грузовиков этот - самый легкий и самый быстрый: максимальная скорость составляет 180
км/ч, а разгон до 100 км/ч занимает меньше 10 секунд. А вот визуально машина Чагина отличается только
маленькими ксеноновыми фарами, а также кабиной, максимально сдвинутой вперед.

Что будет дальше? Совсем недавно камазовцы тестировали американские моторы Cummins, но пока


остается бескомпромиссной машиной, которая позволяет штамповать победы одну за другой.

Title="Что будет дальше? Совсем недавно камазовцы тестировали американские моторы Cummins, но пока
альтернативы ярославскому двигателю нет. Еще инженеры команды занимаются снижением массы грузовиков
(сейчас машины весят почти 9200 кг, хотя по регламенту «Дакара» масса может составлять 8500 кг) и
улучшением развесовки (на прототипе Чагина удалось добиться пропорции «пятьдесят на пятьдесят»).
Впрочем, доработка нынешних автомобилей - это попытка сделать из лучшего идеальное: спортивный «КамАЗ»
остается бескомпромиссной машиной, которая позволяет штамповать победы одну за другой.">


Справка:
Кабина - КамАЗ, Россия
Двигатель - ЯМЗ (18,47 л, 830 л.с., 3500 Н·м), Россия
Сцепление - SACHS, Германия
Коробка передач - ZF (16 ступеней), Германия
Раздаточная коробка - Steyr, Австрия
Карданная передача - Tirsan Kardan, Турция
Мосты - Sisu, Финляндия
Тормозная система - Wabco, Бельгия
Амортизаторы - Reiger, Голландия
Шины - Michelin (14.00 R20XZL), Франция

«КАМАЗ - Мастер» начинает свое существование с 1988 года и существует, посей день, с успехом участвуя в ралли. Ни одна команда из России не смогла стать трехкратным обладателем мирового Кубка по внедорожному ралли, кроме «КАМАЗ - Мастер». Стоит отметить, что «Камазовский» коллектив 9 раз брал первенство по трансконтинентальному супермарафону «Дакар», который отличается высокой категорией сложности.

Успешное начало

Первое участие молодой советской команды было соревнование «Ельч», проходившее в Польше. От команды выдвинули троих участников полноприводных автомобиля «КамАЗ», который не был известен западному миру. Даже сами участники не могли предположить, что их молодая команда возьмет призовое место, а именно 2 место и серебро. Успешное начало породило дальнейшее успешное участие в следующих соревнованиях. Неизвестным героем стал автомобиль Камского автомобильного завода под индексом 4310.

Следующее участие команды был международный ралли-рейд «Objectif Sud» в 1989 году. Именно тогда команда решила попробовать силы на более престижном чемпионате, где смогли выхватить второе и третье место в общем командном зачете.

1991 год стал менее продуктивным для команды, где они на состязаниях «Ралли Фараонов» заняли лишь 4 место. В этом же году, принимая участие во всемирноизвестном соревновании «Париж - Дакар», уже российские спортсмены взяли 2 и 3 место, уступив первенство французам на автомобиле Perlini.

Настоящий триумф для команды произошел в 1995 году, когда «КамАЗ - Мастер» в состязании «Мастер Ралли» взяли первое почетное место. Именно с этой победы ведется отсчет истории российской команды. Начиная с Чемпионата РФ, и заканчивая мировым Кубком, экипаж завоевал 35 первых мест, 2 мест -12, и 3-х мест-7. С 2000 года по сей день, команда насчитывает 61 призовое место, из которых - 7 за третье, 12 за второе и 42 за первое место. Российская команда и дальше продолжает участи во всевозможных соревнованиях в своем классе.

О составе команды

Команда насчитывает чуть более 90 человек. В коллектив входит непосредственно экипаж, технический персонал, инженеры и менеджеры. Основной секрет чемпионства команды состоит во взаимопомощи, доброжелательности и высокой ответственности всех сотрудников. Это одна сплоченная семья, благодаря которой «КамАЗ» известен всему миру как сильнейший соперник западным грузовикам. По словам генерального директора Сергея Анатольевича Когонина, люди в команде являются деталями большого узла, где одна маленькая запчасть выходит из строя – и весь узел выходит из строя.

На сегодня состав экипажа может похвастаться заслуженными мастерами спорта, а так же мастеров спорта международного класса, которые общепризнаны в элите международного ралли, а именно:

  • МС и тренер Якубов Семен;
  • МС Чагин Владимир;
  • Савостин Сергей –МС;
  • Карибов Фирдаус –МС;
  • Беляев Айдар –МС.

Примечательно, что президент Татарстанской республики является одним из участников команды, а именно почетным членом. Принимает раз в году участие в ралли Desert Challenge. Команда постоянно пополняется молодым коллективом, ведь профессиональный спорт постоянно нуждается в достойной молодой замене ветеранам спорта.

Особенности коллектива

К таковым можно отнести технически грамотных специалистов, у которых есть высшее образование. Их главное преимущество в том, что в максимально короткий срок, специалисты способны устранить любую поломку, что часто происходит на соревнованиях. Зачастую исход гонки напрямую зависел от скорости ремонта автомобиля.

Главный герой – КамАЗ

За историю команды было 10 грузовиков. С появлением следующих моделей была проведена глубокая модернизация узлов и агрегатов, а так же работа над ошибками и слабыми местами, которые проявлялись непосредственно на гонке. Примечательно, что первый гоночный автомобиль был собран исключительно из отечественных деталей, что, к сожалению, не обеспечивало должную надежность. Из чего же состоит последняя модель автомобиля?

КамАЗ 4326-9 – каркас взят с армейской версии отечественного грузовика. Двигатель установлен Ярославского моторостроительного завода, дизельный с турбиной, развивающий более 600 лошадиных сил, и момента 830 Н/м. Коробка передач уже не отечественного производства, а немецкого, фирмы ZF. В паре с иностранной шеснадцатиступенчатой трансмиссией «КамАЗ» способен разогнаться до 160 км/ч. Раздаточная коробка так же позаимствована у западных инженеров фирмы Steyr, имеет блокировку межосевого дифференциала. Карданный вал турецкий, амортизаторы производства Голландии, мосты финские, шины Michelin, тормоза бельгийские. От отечественного гоночного грузовика остается лишь родная кабина, рама и двигатель.

Ходовые характеристики потрясающие: угол преодоления подъема более 35%, радиус разворота чуть более 11 метров, а разгон до 100 км/ч -16 секунд.

Двигатель питается не только дизелем. Он является газо-дизельным. 89 литровые баллоны заправлены природным газом, в итоге запас топлива 80 кубометров компримированного газа, которого, при расходе 140 литров на 100 км, хватает на 350 км пути. Общий запас хода – 1500км. Газодизельная смесь состоит из 70% газа, и остальное дизельное топливо. Благодаря отечественным передовым инженерам, удалось идеально совместить два вида топлива, увеличив при этом КПД мотора.

Так же автомобиль может использоваться не только как раллийная машина, а как автомобиль для экспресс доставки грузов через самые сложные бездорожья, беспощадно прыгая на высокой скорости по ухабам, ямам и прочим прелестям бездорожья. В 2017 году проходили последние соревнования этого года «Дакар». Это был самый тяжелый заезд. Несмотря на дождь, оползень и селевые потоки, команда взяла первое место. За 2017 год команда пополнялась лишь серебром и золотом, что доказывает легендарность отечественного грузовика, и невероятный профессионализм команды.

История команды «КАМАЗ-Мастер» началась в 1988 году и успешно продолжается до сегодняшнего дня. Ни одной российской команде, кроме «КАМАЗ-Мастер», не удавалось стать трехкратным обладателем Кубка мира по внедорожным ралли. Команда становилась девятикратным победителем трансконтинентального супермарафона «Дакар», отмеченного высшей категорией сложности.

Первый ралли «КАМАЗ-Мастера» прошел в Польше (ралли «Ельч»). От России участвовали три грузовика-внедорожника марки «КАМАЗ», которая практически была неизвестна на европейском континенте. Никто из участников и болельщиков и не мог предположить, что команда новичков сможет занять призовые места. «КАМАЗ-Мастер» тогда получил серебро на гонках. С этого момента команде стало везти и в других соревнованиях.

В 1989 году «камазовцы» взяли «серебро» и «бронзу» в международном ралли-рейде «Обжектив Сюд». В 1990 году на «Ралли Фараонов» спортсмены получили четвертое место. В 1991 году на гонке «Париж-Дакар» за россиянами остались второе и третье места, а в 1992 году на дистанции «Париж-Пекин» они взяли «бронзу».

Первую победу команда одержала в 1995 году на «Мастер-Ралли». Это был настоящий триумф. С этого времени спортсмены ведут отсчет истории «КАМАЗ-Мастер». От Чемпионата России до Кубка мира члены сборной завоевали 35 первых мест, 12 вторых и 7 третьих.

За 2000-е годы «КАМАЗ-Мастер» завоевал 42 первых места, 12 вторых и 7 третьих. За этот период команда принимала участие в Чемпионатах России, Кубке России и Кубке мира. «КАМАЗ-Мастер» продолжает принимать участие в «Дакаре», «Дезерт Челлендже» и многих других ралли.

Коллектив команды «КАМАЗ-Мастер» состоит из 90 человек. Кроме спортсменов, в него входит технический, инженерный и менеджерский персонал. Самое главное, что команде не присуща корпоративная конкуренция. В своей работе коллектив ценит доброжелательность, взаимовыручку и ответственность сотрудников, прежде всего. Команда «КАМАЗ-Мастер» – одна большая семья. Такая модель взаимодействия была сформирована в ходе гонок и успешно используется в повседневной жизни.

Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» А.С. Когогин считает, что люди в команде, как детали большого механизма: одна самая маленькая деталь выйдет из строя – и не действует вся машина.

Сегодня в составе команды пять обладателей Кубка мира, пять заслуженных мастеров спорта и восемь мастеров спорта международного класса, спортсмены, которые давно входят в общепризнанную элиту международных ралли:

  • заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер Российской Федерации Семен Якубов;
  • заслуженные мастера спорта Владимир Чагин, Сергей Савостин, Фирдаус Кабиров, Айдар Беляев.

Почетным членом и пилотом команды «КАМАЗ-Мастер» является президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Он ежегодно принимает участие в ралли «Дезерт Челлендж».

В команду «КАМАЗ-Мастер» входят не только авторитетные гонщики, но и молодые спортсмены. Ведь жизнь профессионального спорта невозможна без его обновления талантливой молодежью. С молодыми спортсменами целенаправленную работу ведут ветераны команды «КАМАЗ-Мастер». Среди молодых «камазовцев» есть те, кого можно именовать будущим коллектива. Например, в числе достижений таких молодых спортсменов, как Андрей Мокеев и Эдуард Николаев, уже есть победы на «Дакаре».

Одна из особенностей коллектива «КАМАЗ-Мастер» – технически грамотные специалисты, с соответствующим высшим образованием. В случае аварии они способны собственноручно устранить неисправность, что нередко происходит на ралли-рейдах. При подготовке спортсменов к ралли-рейдам работа с техникой, ее знание и понимание, является неотъемлемой частью работы. Такой подход важен в автоспорте. Неоднократно исход гонки зависел именно от технической грамотности членов экипажа, т.к. потерянные драгоценные минуты и часы отдаляют спортсменов от победы в гонках.

В период подготовки к ралли, да и после изнурительных автогонок, команде необходим отдых и реабилитация. Специально для этого был построен Спортивный центр «КАМАЗ-Мастер». До появления Спортивного центра коллектив создавал машины на небольшом участке общего камазовского производства. В этом центре была предусмотрена площадка, где удалось собрать все автомобили команды под одной крышей. Здесь разместились, например, изящные боевые грузовики и огромные «слоны», выполняющие в пустыне роль передвижных мастерских и даже гостиниц. Для технического персонала была предусмотрена новейшая техника и самые последние технологии для работы со спортивными машинами.

В Спортивном центре «КАМАЗ-Мастер» также находится оздоровительный комплекс. Здесь гонщики и другие члены команды могут избавиться от усталости и стрессов. Участники ралли не просто поддерживают спортивную форму, но и проходят курс реабилитации. Ведь редкий внедорожный марафон обходится без травм различной тяжести, как правило, в области позвоночника, переломов, разрывов мышц и сухожилий. Поэтому для возвращения команды в спорт используется врачебный метод «кинезитерапии». Его разработал известный отечественный ученый-подвижник, доктор медицинских наук и штатный врач команды Сергей Бубновский. Комплексы упражнений, созданные им для каждого индивидуального случая, поставили на ноги многих камазовских спортсменов.

В свое время, благодаря кинезитерапии, спортсмен Сергей Решетников, получивший на «Дакаре» перелом позвоночника, вернулся к активной спортивной деятельности и по собственной инициативе освоил метод под руководством его создателя.

В создании и доработке спортивных машин «КАМАЗ-Мастеру» помогает автозавод «КАМАЗ». Большинство предприятий автозавода разрабатывают каждую деталь для спортивной техники, а это практически всегда ноу-хау. Такая работа требует от производителей особого творческого подхода. В сентябре 1988 года на ралли «Ельч» камазовские спортсмены дебютировали на серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ-4310. В начале 90-х годов, совместно с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики КАМАЗ-49250 и КАМАЗ-49251. Основой для этих машин служила самая совершенная на тот период времени техника Камского автозавода. В 2007 году на свет появился КАМАЗ-4326 VK. Эта спортивная машина воплотила в себе все самые лучшие наработки команды и доказала свой потенциал сначала на этапах чемпионата России, а затем и на «Дакаре 2009».

В 2003 году команда «КАМАЗ-Мастер» создала новую модель спортивной машины – КАМАЗ 4911 EXTREME. Этот автомобиль не имел аналогов по проходимости, маневренности и динамике. За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». В умелых руках автогонщиков машина на скорости с легкостью отрывается от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. С двигателем мощностью в 850 лошадиных сил автомобиль за десять секунд разгоняется до 100 км/ч.

Команде «КАМАЗ-Мастер» за годы своего существования удалось добиться международного признания и не изменить статусу профессионалов в автоспорте. Команда успешно конкурирует с различными лидерами мировой автомобильной промышленности – участниками ралли: «Мерседес», «МАН», «Рено», «ДАФ», «Жинаф», «Мицубиси», «Татра», «Ивеко».

Родился 17 октября 1951 года. Мастер спорта Награды: 1996 - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени 2005 - Почетная грамота губернатора Самарской области 2011 - Благодарственное письмо Президента РТ 2013 - Благодарственное письмо Президента РТ2013 - медаль "За доблестный труд"2014 - Благодарственное письмо Президента РТ2014 - Почетная грамота ОАО "КАМАЗ"2015 - Звание "Заслуженный машиностроитель РТ"2015 - орден Дружбы2017 - Медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» С 1973 по 1998 годы работал на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ) в должности инженера-конструктора, начальника конструкторского бюро, начальника конструкторско-экспериментального отдела спортивных и специальных автомобилей. Занимался и руководил разработкой спортивных и специальных модификаций автомобилей ВАЗ, в том числе для внедорожных ралли-рейдов. Параллельно с основной работой занимался автоспортом. В 1980 году выполнил норматив "Мастер спорта" и завоевал звание Чемпиона СССР. С 1983 по 1985 год являлся членом сборной команды СССР по автокроссу, участник и призер международных соревнований. С 1991 года по 2011 год являлся представителем от России в Международной автомобильной федерации, в рабочей группе омологации и техники. В 2011 году включен в качестве представителя от России в Комиссию внедорожных ралли Международной автомобильной федерации. В апреле 2010 года принят в НП "КАМАЗ-Автоспорт" на должность технического директора. В 2011 году принял участие в качестве инженера команды в ралли " Дакар", где обеспечил сбор и регистрацию данных о режимах работы узлов и агрегатов гоночных автомобилей в реальных условиях ралли-рейда, которые будут использованы при разработке новых автомобилей и имитации режимов работы на испытательных стендах.

Родился 28 февраля 1951 г. Заслуженный мастер спорта России, Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан. Награжден знаками отличия по линии МВД: 2002 - Знак "За отличную службу в МВД РТ" 2003 - медаль "За отличие в службе" 2 степени 2003 - Знак "За верность долгу" 2004 - Знак "Почетный сотрудник МВД РТ" 2004 - медаль "За отличие в службе" 1 степени 2006 - медаль "За доблесть в службе" Награды: 2002 - Почетное звание "Заслуженный работник физической культуры Республики Татарстан" 2005 - медаль "В память 1000-летия Казани"2008 - звание «Почетный гражданин города Набережные Челны»2011 - медаль «За доблестный труд»2011 - Почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта РТ»2011 - Почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта»2011 - Почетный знак «За заслуги перед городом Набережные Челны»2011 - Благодарность Президента РТ2013 - Благодарность Президента РТ В 1979 году окончил Казанский авиационный институт по специальности инженер-механик автомобильного транспорта. Будучи студентом КАИ, увлекался техническими видами спорта, выполнил норматив кандидата в мастера спорта и стал пятикратным чемпионом Татарстана по мотокроссу, а в 1978 году стал первым чемпионом республики по зимним кольцевым гонкам на легковых автомобилях. После окончания института Фарит Тазиевич, работая на КАМАЗе, продолжал активно заниматься мотоспортом. С 1983 года работает в органах внутренних дел, сначала начальником ГАИ г. Заинска, затем - начальником Автозаводского отдела внутренних дел г. Набережные Челны. Активно занимаясь автомобильным кроссом на специальных автомобилях "багги", он в 1990 году выполняет норматив мастера спорта и занимает 3-е место на чемпионате СССР. За свою спортивную деятельность Бадретдинов Ф.Т. становится восьмикратным Чемпионом России по кроссу на автомобилях "багги": шесть раз с 1991 по 1996 год, причем в 1996 году дважды (в категориях Д3/6 - 1600 и Д3/6 - 3500), и в 2000 году. В начале 1998 года для поддержки спортсменов и продвижения массового автоспорта в г. Набережные Челны создается Фонд развития автомобильного спорта, и Фарит Тазиевич на общественных началах становится Директором этого Фонда. Бадретдинов Ф.Т. и сегодня активно содействует развитию автомобильного спорта. На Фарита Тазиевича возложена работа по подготовке спортивных автомобилей «КАМАЗ» к ралли-марафонам «Дакар», он также принимает непосредственное участие в организации ралли-рейда «Шелковый путь», руководит техническим обслуживанием спортивных автомобилей во время гонок, поддерживает материально-техническую базу команды «КАМАЗ-мастер» на высоком уровне. Ралли «Шелковый путь», прошедшее в 2010 году по территории России от г. Санкт-Петербург до г. Сочи, признано во всем спортивном мире грандиознейшим событием, сравнимым только с легендарным ралли «Дакар». Для организации прокладки трассы ралли «Шелковый путь» создается группа специалистов, в которую входят профессиональные пилоты, штурманы, работники МЧС и МВД. Руководителем этой группы в 2010 году назначен Бадретдинов Ф.Т. Многие месяцы эти специалисты работают в разных районах нашей страны, прописывают легенду будущей гонки, согласовывают все возникающие вопросы с представителями местных властей, аэропортов и силовых структур. Непосредственно перед началом ралли, за три дня, стартует «открывающая группа», в задачи которой входят проверка трассы, правильность написания легенды гонки, оповещение местных жителей и властей о предстоящем мероприятии, согласование вопросов безопасности. Под руководством Бадретдинова Ф.Т. «открывающая группа» справилась с поставленными задачами на «отлично». В ралли «Дакар-2011 Аргентина - Чили» Бадретдинов Ф.Т. возглавляет группу технического обеспечения команды «КАМАЗ-мастер», в состав которой вошли 5 автомобилей КАМАЗ-635050 и 1 автомобиль Тойота. Это группа технической помощи команды - механики и инженеры, задачей которых является встретить «боевые» автомобили после очередного этапа гонки и в ночное время организовать ремонтные работы - такие, что «земля вскипает». Благодаря слаженной и профессиональной работе всей группы, каждое утро спортивные автомобили, как новые, уходят в гонку. Фарит Тазиевич, руководивший ночью всем этим производственным процессом с присущими ему организованностью и ответственностью, каждое утро вновь садится за руль одного из КАМАЗов технического обслуживания и ведет всю группу к следующему бивуаку, к новым трудовым подвигам.

Родился 19 сентября 1951 г. Награды: 1984 - орден Трудовой славы 3 степени1986 - Благодарность ОАО "КАМАЗ"1996 - медаль ордена «За заслуги перед Отечество» 2 степени 2003 - Почетная грамота ОАО «КАМАЗ»2005 - медаль «В память 1000-летия Казани»2008 - звание «Заслуженный работник КАМАЗА»2008 - знак отличия «За заслуги перед городом»2011 - Благодарственное письмо Премьер-министра РТ2013 - медаль «За доблестный труд» Баданов М.П. является представителем рабочего класса старой закалки. Про таких людей говорят - «современный Левша». Многие годы Михаил Петрович проработал в экспериментальном производстве, где собирались опытные образцы автомобильной техники. Спецификой экспериментального производства является сборка автомобилей, которые еще не имеют полного комплекта чертежно-конструкторской документации, и поэтому многое меняется и доводится конструкторами совместно со слесарями в процессе сборки. Как раз здесь и проявляется творческий подход М.П. Баданова, применяются его «золотые руки». Когда в Научно-техническом центре ОАО «КАМАЗ» создавали спортивную команду для участия в ралли-рейдах, в ее состав приглашали лучших специалистов со всех заводов КАМАЗа, и Михаил Петрович, высококвалифицированным специалист, способный самостоятельно принимать решения, в числе первых был приглашен в команду. За время работы проявил себя высококвалифицированным специалистом, способным самостоятельно принимать решения. Вся жизнь Михаила Петровича связана с автомобильным спортом. На нем лежит полная ответственность за изготовление топливных баков для спортивных автомобилей «КАМАЗ», по конструкторской проработке их в соответствии с техническими требованиями. И его огромный опыт и высокая квалификация обеспечивают безукоризненное качество всех выполняемых работ. Повышая свой технический уровень знаний, он успешно и качественно выполняет работы по изготовлению лонжеронов, рамы, бамперов и различных кронштейнов для спортивных автомобилей «КАМАЗ». В победы команды «КАМАЗ-мастер» М.П. Баданов внес огромный вклад своим трудом - трудом слесаря.

Родился 10 июня 1975 г. Награды: 2002 - Почетная грамота Главы администрации города Набережные Челны 2004 - Почетная грамота Агентства Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» 2011 - Благодарственное письмо Премьер-министра РТ2015 - Благодарность Президента РТ Является членом Союза журналистов Российской Федерации. В 1996 году с отличием закончил Камский политехнический институт, по специальности менеждмент, в 2004 - Казанский государственный университет (КГУ) по специальности юриспруденция (заочно). С 1996 года Эрик Альфредович работает в городской газете «Вечерние Челны», пройдя путь от редактора отдела до главного редактора издания, которое он возглавлял с 1998 г. по 2010 г. За время руководства ему удалось создать эффективную команду творческих журналистов, в результате значительно вырос тираж газеты. В 2010 году Хайруллин Э.А. перешел на работу в НП «КАМАЗ-Автоспорт», в котором возглавил пресс-службу команды. Его репортажи с этапов ралли «Шелковый путь - серия Дакар» и «Дакар» находят горячий отклик среди болельщиков, вызывают неизменный интерес у читателей, позволяют ощутить атмосферу гонки, почувствовать себя участником, сопереживать спортсменам.

Родился 16 сентября 1976 года. Мастер спорта. Спортивные достижения 2006 г., «Хазарские степи», механик в экипаже Э. Николаева - 2-е место 2007 г., «Хазарские степи», штурман в экипаже И. Мардеева - 1-е место 2008 г., этап Чемпионата России «Маршрут-1000», штурман в экипаже И. Мардеева - 3-е место 2008 г., этап Чемпионата России «Тихий Дон», штурман в экипаже А. Мардеева - 3-е место 2010 г., «Хазарские степи», штурман в экипаже Э. Николаева - 1-е место 2010 г., «Шелковый путь» - серия «Дакар», штурман в экипаже Э. Николаева, 1-е место 2011 г., «Дакар», штурман в экипаже Э. Николаева, 3-е место 2011 г., Золото Кагана", штурман в экипаже Э.Николаева, 3-е место 2011 г., "Симбирский тракт", штурман в экипаже И.Мардеева, 3-е место 2011 г., «Шелковый путь» - серия «Дакар», штурман в экипаже А. Каргинова, 3-е место 2012 г., Ралли «Шелковый путь», штурман в экипаже И. Мардеева, 9 место 2012 г., «Золото Кагана», механик в экипаже Д. Сотникова, 3 место 2013 г., «Золото Кагана», штурман в экипаже Д. Сотникова, 4 место 2013 г., «Шелковый путь», штурман в экипаже Д.Сотникова, 1 место 2014 г., «Дакар», штурман в экипаже Д.Сотникова, 4 место Награды: 2010 - медаль ордена«За заслуги перед Отечеством» 2 степени 2008 - Благодарственное письмо Мэра 2010 - знак отличия "За заслуги перед городом Набережные Челны" 2011 - Благодарственное письмо Премьер-министра РТ 2013 - Благодарность Президента Республики Татарстан 2017 - Почетное звание «Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан» Призер ралли "Хазарские степи 2006", "Маршрут 1000" - 2008г., "Тихий Дон 2008", "Симбирский тракт 2011", "Золото Кагана 2011", "Дакар. Аргентина - Чили 2011", "Шелковый путь" - серия "Дакар" 2011. Победитель ралли "Хазарские степи 2007,2010 г.", "Шелковый путь" - серия "Дакар" 2010. Работать на «КАМАЗе» начал в 1999 году, после окончания вуза. С должности мастера дошел до должности начальника цеха. Производственному подразделению, возглавляемому Вячеславом Мизюкаевым, приходилось изготавливать детали для спортивных машин команды «КАМАЗ-мастер». По его собственному признанию, ему нравилось работать с камазовскими спортсменами. То, чем они занимались, казалось ему очень интересным. Поэтому в 2005 году Мизюкаев, не раздумывая, принимает предложение перейти работать в команду. Через год он уже дебютирует как механик на этапе Чемпионата России «Хазарские степи». В 2007 году там же состоялся его новый дебют - как штурмана. Ну а настоящим прорывом и его первой победой на спортивном поприще стало участие и первое место в ралли-рейде «Astana Challenge - Silk Road Rally 2007», который он, вместе с механиком Эдуардом Николаевым, проехал в экипаже пятикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина. В 2009 году В. Мизюкаев в составе экипажа И. Мардеева занимает четвертое место в ралли «Дакар», а в экипаже Э. Николаева - четвертое место на гонке «Шёлковый путь» - серия Дакар. На международном ралли «Дакар-2010 Аргентина - Чили» в качестве штурмана Вячеслав выступал в экипаже И. Мардеева, занявшем пятое место. Международная гонка «Шелковый путь» по маршруту г.Санкт-Петербург - г.Сочи в 2010 году принесла молодому экипажу в составе Николаева Э. (пилот), Мизюкаева В. (штурман), Рыбакова В. (механик) большой успех - 1 место. Легендарный «Дакар» 2011 года еще более подтверждает успех этого экипажа, в котором Вячеслав вновь успешно справляется с работой штурмана - 3 место среди грузовиков после именитых камазовских гонщиков - экипажа В. Чагина и Ф.Кабирова.

Родился 20 мая 1966 г. Кандидат в мастера спорта. Лауреат Национальной общественной премии России «Золотая колесница». Участник ралли «Дакар 1995, 2004, 2005», «Лисссабон - Дакар 2006», «Хазарские степи - 2005». Призер ралли «Дезерт Челендж - 2005». НАГРАДЫ 2005 - медаль "В память 1000-летия Казани" 2006 - медаль "За доблестный труд" 2007 - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 2 степени" 2008 - Почетная грамота Мэра

Заслуженный мастер спорта России В команде с 2005 года Дата / место рождения - 23 февраля 1976 года, г. Мирный, Якутская АССР. Хобби: мотоспорт Семейный статус: женат, 2 ребенка Спортивные достижения 2006 г., «Хазарские степи», механик в экипаже В. Чагина, 1 место 2006 г., «Великая Калмыкия», механик в экипаже И. Мардеева, 1 место 2007 г., «Хазарские степи», пилот, 3 место 2008 г., «Тихий Дон», пилот, 2 место 2010 г., «Хазарские степи», пилот, 2 место 2011 г., «Золото Кагана», пилот, 1 место 2011 г., Чемпионат России по ралли-рейдам, пилот, 1-е место 2012 г., «Дакар», пилот, 4 место 2013 г., «Дакар», пилот, 3 место 2013 г., «Золото Кагана», пилот, 1 место 2014 г., «Дакар», пилот, 1 место 2014 г., «Золото Кагана», пилот, 3 место 2015 г., «Дакар», пилот, 3 место 2015 г., "Золото Кагана", пилот, 5 место 2015 г., "Великая степь", пилот, 1 место 2017 г.. "Африка Эко Рейс", пилот, 1 место 2018 г., «Шелковый путь. Российский этап», пилот, 1 место 2018 г., «Шелковый путь. Китайский этап», пилот, 1 место 2018 г., «Золото Кагана», пилот, 1 место 2018 г., «Шелковый путь», пилот, 2 место 2019 г., «Баха Ростов», пилот, 1 место Награды 2008 - Почетная грамота ОАО "КАМАЗ" 2010 - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени 2010 - знак отличия "За заслуги перед городом" 2013 - медаль "За доблестный труд" 2014 - Благодарность Президента РТ 2014 - Почетная грамота ОАО «КАМАЗ» 2014 - Медаль «Во славу Осетии» 2015 - звание «Заслуженный машиностроитель РТ» 2015 - орден Дружбы 2017 - Медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» С девяти лет Андрей начал заниматься картингом, неоднократный Чемпион Татарстана в этом виде спорта. Отец А. Каргинова - один из родоначальников и популяризаторов гонок на багги в г. Набережные Челны, поэтому любовь к технике проявилась у будущего пилота с малых лет. Еще будучи школьником, а потом уже и студентом вуза, Андрей проходил практику в Научно-техническом центре «КАМАЗа». В 1998 году Каргинов А. получил квалификацию инженера в Камском политехническом институте по специальности «Автомобиле- и тракторостроение». В 2005 году он приходит водителем-испытателем в Департамент специализированной техники Научно-технического центра ОАО «КАМАЗ», так осуществилась его мечта стать членом легендарной команды «КАМАЗ-мастер». В 2006 году молодой спортсмен выступает как механик на различных этапах Чемпионата России, в одних экипажах с такими известными ветеранами команды, как Владимир Чагин, Семен Якубов, Айдар Беляев, Ильгизар Мардеев, и завоевывает победы: в составе экипажа И. Мардеева на ралли «Великая Калмыкия» и В.Чагина - на ралли «Хазарские степи». В 2007 году на этапе Чемпионата России выступает уже в качестве пилота боевой машины, его экипаж завоевывает в этой гонке 3 место. В 2008 году Андрей перенес травму, из-за которой ему пришлось временно отказаться от участия в соревнованиях. В 2010 году впервые в своей спортивной карьере молодой спортсмен выступил на международном ралли «Дакар» в качестве механика. Экипаж Ильгизара Мардеева, в котором механиком был Андрей, занял 5-е место. В 2011 году А.Каргинов уже в качестве пилота был третьим на ралли «Шелковый путь», а в 2012-м - четвертым на ралли «Дакар». Знаменательный «Дакар-2013», подиум которого в классе грузовиков был полностью завоеван молодыми камазовскими экипажами, принес бронзу Андрею Каргинову. С первых этапов этот «Дакар» стал испытывать экипажи команды на прочность. На втором этапе на машине Андрея Каргинова вышло из строя сцепление, что привело к потере почти часа драгоценного времени на ремонт. Однако, трудности первых этапов не смогли сломить крепкий спортивный дух членов его экипажа. Постепенно Андрей Каргинов отыгрывал потерянное время, изматывая невероятной скоростью и заставляя нервничать и совершать ошибки асов «Дакара». На его счету победы на 10, 11, 12 и 13 этапах, на четырнадцатом этапе он вырвал третье место у победителя «Дакара» прошлого года, финишировав на трех колесах! Финиш Каргинова на завершающем этапе Дакара-2013 поверг в ступор всех собравшихся зрителей и организаторов. На середине короткого 15-километрового спецучастка экипаж распорол колесо. Но настолько велика была воля к победе и спортивная злость, что пилот привел машину к финишу без переднего колеса! Даже измочаленной резины не осталось на железном ободе! «Amazing - невозможно!» - кричали репортеры. Кадры этого финиша разлетелись по миру, вызвав поначалу шок, а затем восторг у телезрителей. Экипаж еще долго не мог поверить в то, что им удалось «остаться в призах». Ведь преследовавший камазовцев прошлогодний победитель Дакара Жерар Де Рой был буквально в минутах не только от третьего, но и от вероятного второго места. И это на гонке протяженностью более 8000 километров! По всеобщему признанию «Дакар 2014» стал одним из сложнейших в своей истории. Участникам предстояло преодолеть 9370 километров, включая 5520 километров скоростных участков. Марафон с самого начала непросто складывался для экипажей «КАМАЗ-мастера». Экипаж Андрея Каргинова лишь за три дня до окончания гонки вышел в лидеры грузового зачета. До этого ему пришлось этап за этапом отыгрывать 22 минуты, фактически подаренные его главному конкуренту Жерару Де Рою после аварии Айрата Мардеева. Второй этап А.Каргинов проехал с высокой температурой, после финиша этапа был госпитализирован и провел ночь под капельницей в бивуачном лазарете. Перед стартом последнего спецучастка преимущество Андрея Каргинова перед Де Роем по итогам предыдущих 12 этапов гонки - 7 минут 25 секунд. Но на финише последнего спецучастка болельщики наблюдают отставание экипажа Каргинова от Де Роя на 9 минут 35 секунд, а в генеральном зачете Андрей уступает голландцу около 3 минут. Фактически это второй результат в гонке. Но с трассы приходят подробности. На 90 километре скоростного участка перевернулся и блокировал дорогу автомобиль китайского спортсмена Жу Йонга. Экипаж Жерара Де Роя проезжает мимо, задевая пострадавший автомобиль, но не останавливается для оказания помощи. Подъезжают экипаж Каргинова и Николаева, с их помощью джип поставлен на колеса, трасса свободна и наконец, ликвидируется пробка, образованная скопившимися автомобилями участников. Необходимость помощи экипажу 319 неоспорима, хотя и сопровождалась протестом команды Де Роя. Протест был отклонен коллегией спортивных комиссаров. Время, затраченное командой «КАМАЗ-мастер» на оказание помощи было возмещено. Победу на ралли Дакар 2014 одержал экипаж Андрея Каргинова команды «КАМАЗ-мастер» с опережением соперника на 3 минуты 11 секунд. В 2017 году по решению руководства команды экипаж Андрея Каргинова был отправлен на гонку «Африка Эко Рейс». Сложность этих соревнований в том, что в течение двухнедельного марафона, африканской группе команды «КАМАЗ-мастер» под руководством Сергея Савостина приходилось решать непростые вопросы логистического характера и в то же время бороться за спортивные результаты в жесткой конкуренции с иностранными командами. Команду «КАМАЗ-мастер» на Africa Eco Race 2017 в категории грузовиков представили 2 экипажа: экипаж Андрея Каргинова (штурман Андрей Мокеев, механик Дмитрий Никитин) и экипаж Сергея Куприянова (штурман Александр Куприянов, механик Анатолий Танин) на газодизельном грузовике использующем в качестве топлива смесь метана и дизельного топлива. По итогам гонки экипаж А.Каргинов-А.Мокеев-Д. Никитин занял первое место в грузовом зачете.

Участник, призер и победитель этапов чемпионата России, этапов розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли, автомарафонов «Париж-Дакар». НАГРАДЫ: 1991 - орден Почета 1996 - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 2 степени" 2000 - Почетная грамота РТ 2004 - Почетная грамота ОАО "КАМАЗ" 2005 - медаль "В память 1000-летия Казани" 2007 - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 1 степени" 2008 - знак отличия "За заслуги перед городом" В 1988 году Кубрак Михаил Александрович, как опытный специалист, был приглашен в научно-технический центр КАМАЗа водителем-испытателем в отдел спортивных автомобилей. С самого начала работы показал себя знающим, опытным специалистом. При его непосредственном участии были разработаны и изготовлены первые спортивные автомобили КАМАЗ для шоссейно-кольцевых гонок и ралли. Работая над совершенствованием конструкции спортивных автомобилей, Кубрак внес ряд предложений, которые позволили повысить надежность отдельных узлов, упростить ремонтообслуживание автомобильной техники. В дальнейшем участвовал в изготовлении всех новых моделей и модификаций гоночной техники - автомобилей КАМАЗ-49251, КАМАЗ-49252 и КАМАЗ-4911 EXTREME, которые приняли участие в международных ралли-марафонах, и на равных конкурируют сегодня с ведущими автопроизводителями мира. С самого начала работы в команде «КАМАЗ-мастер» определилось гоночное амплуа Михаила Кубрака - механик группы технического сопровождения. Специалист, на плечи которого ложится вся тяжелая ноша по ремонтообслуживанию гоночной техники во время ночных стоянок на бивуаках. Эта изнурительная работа, до предела сжатая в кольцо дефицита времени, важности и многообразия дел стирает все привычные рамки трудоемкости профилактических работ и ремонта автомобилей. Она требует не только глубоких профессиональных знаний, но особой сноровки и навыков делать за считанные часы то, что в обычных условиях занимает дни. Для этого нужно обладать отменными физическими данными, недюжинной выносливостью и психологическим настроем. Михаил Кубрак из породы именно таких людей. Бурлак своего ремесла, он тянет эту лямку уже много лет. И не ослабевает его сила, которая вливается в общую мощь команды - участвовать в ралли и побеждать. На ралли «Лиссабон-Дакар 2006» камазовской команде противостояли почти семь десятков именитых соперников. Практически ни одна команда не сумела сохранить на пути к финишу свой полный боевой состав по причине выхода из строя техники и невозможности ее восстановления. Камазовцы были в таких же условиях. Только слова «невозможно» нет в лексиконе ее механиков и Михаила Кубрака в их числе. Именно поэтому все три боевых грузовика победно подняли национальные флаги России и Татарстана на финише Дакара.

Родился 8 декабря 1959 г. Участник Кубка Европы по шоссейно-кольцевым гонкам в 1987-1990 г.г., c 1990 года - участник этапов розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли, автомарафонов «Париж-Дакар» в составе команды «КАМАЗ-мастер». Награды: 2005 - медаль «В память1000-летия Казани» 2007 - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени 2008 - знак отличия «За заслуги перед городом Набережные Челны» 2011- Благодарственное письмо Президента РТ2013 - Лауреат премии "Золотая колесница" Евгений начал трудовую деятельность в отделе спортивных автомобилей НТЦ «КАМАЗа» в 1988 году. Занимался изготовлением автомобилей багги для участия в шоссейно-кольцевых гонках, как союзного значения, так и в этапах Кубка Европы, и принимал участие в них в качестве механика. С 1990 года его трудовая биография связана с командой «КАМАЗ-мастер»- созданием гоночных грузовиков и участием команды в розыгрыше Кубка мира по внедорожным ралли и автомарафоне «Париж-Дакар». Высочайшее профессиональное мастерство, опыт ремонтообслуживания автомобилей в экстремальных условиях многодневных гонок сделали Евгения Харламова одним из лучших специалистов команды. Он стал постоянным участником всех гонок в главном своем амплуа - механика группы технического сопровождения, которая несет всю ответственность за боеготовность гоночных грузовиков во время гонок. Здесь не бывает скидок на усталость, физическое и нервное истощение, многодневные бессонные ночи, ушибы и травмы. Здесь не бывает контроля, и каждая отремонтированная деталь или узел осенены личным «клеймом» ответственности механика. А часто их мужеством и самоотверженностью. В середине ралли «Барселона-Дакар 2005», сорвавшийся с гайки ключ, глубоко рассекает щеку Харламова. В бивуачном госпитале врачи зашивают рану, и с этой травмой Евгений Михайлович продолжает прерванную работу. И так до финиша, изо дня в день, из ночи - в ночь. 2006 год, техническая комиссия накануне автомарафона «Лиссабон-Дакар». Завершив подготовку и сдачу техническим комиссарам гонки двигателя очередного КАМАЗа, Харламов падает с колеса, зацепившись за протектор шины. Прибывшая неотложка срочно доставляет российского механика в одну из местных больниц. Врачи констатирут - обширное растяжение связок коленного сустава. Из медицинского учреждения Евгений выходит на костылях, выходит, чтобы уже на следующий день, пересиливая боль, принять участие в первом бивуачном ночном ремонте. А впереди было 15 утомительных, отмеченных напряженной работой этапов ралли… Кто бы что сказал, если бы механик, как предписано больничным листом, начал курс соответствующего лечения. Травма есть травма. Но интересы команды - есть интересы команды. И Харламов поступил так, как уже поступал много раз: не позволил своим отсутствием оставить невосполнимую накануне старта брешь в группе камазовских механиков. Е. Харламов, являясь одним из сильнейших специалистов команды, неизменно принимает участие в группе технического обслуживания в ралли-рейдах «Шелковый путь» и супермарафоне «Дакар» и вносит свой достойный вклад в новые победы команды.

Родился 16 октября 1969 г. Мастер спорта НАГРАДЫ 2007 - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 2 степени" 2008 - знак отличия "За заслуги перед городом" 2011 - медаль "За доблестный труд"2013 - почетный знак "За заслуги в развитии физической культуры и спорта РТ"2014 - медаль "Ветеран команды"2017 - Почетное звание «Заслуженный работник транспорта Республики Татарстан» Спортивные достижения: 2004 г. - Хазарские степи, механик в экипаже И. Мардеева, 2 место2006 г. - Великая Калмыкия, механик в экипаже Э. Николаева, 2 место2008 г. - Этап Чемпионата России «Маршрут 1000», механик в экипаже Ф. Кабирова2010 г. - Ралли «Шелковый путь - серия Дакар», механик в экипаже В. Чагина, 2 место2011 г. - Ралли "Дакар", механик в экипаже В.Чагина, 1 место. Нужно ли говорить, как нелегко попасть в команду с мировым именем, но еще сложнее, в относительно короткое время, завоевать право участвовать в главных стартах каждого спортивного года, таких как «Дакар». Ильдар Шайсултанов, придя в команду в 2002 году, сумел добиться этого. Грамотный инициативный специалист по ремонту и обслуживанию автомобилей, способный концентрироваться в самых разных экстремальных ситуациях, сразу же обратил на себя внимание. Первые «обкатки» показали, что руководители команды не ошиблись в своем выборе, сделав ставку на этого человека. Во время ралли ему, обладающему незаурядной физической силой, доставались самые тяжелые и изнурительные работы: замены колес, подвесок, ремонт мостов. Одни замены в полевых условиях редукторов спортивных грузовиков весом под 170 кг чего стоят. И все это в буквальном смысле — на плечах таких механиков как Ильдар Шайсултанов.

Участник, призер и победитель в составе команды «КАМАЗ-мастер» этапов чемпионата России, этапов розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли, автомарафонов «Париж-Дакар». НАГРАДЫ 1996 - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 2 степени" 2000 - Почетная грамота РТ 2005 - медаль "В память 1000-летия Казани" 2007 - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 1 степени" 2008 - Почетная грамота ОАО "КАМАЗ" 2008 - Почетная грамота Мэра Трудовую биографию начал в 1978 году слесарем на участке кабин в Управлении главного конструктора КАМАЗа. С самого начала работы отличался любознательностью, трудоспособностью, стремлением к повышению профессиональных знаний. С 1989 года работает в группе, которая занимается подготовкой автомобилей для шоссейно-кольцевых гонок, а с начала девяностых без раздумий вступает на рабочую стезю, связанную с новым направлением спортивной деятельности - созданием и изготовлением гоночных автомобилей для участия в международных ралли. Молодой грамотный специалист сразу пришелся ко двору стремительно набирающей силу команде «КАМАЗ-мастер». В совершенстве зная конструкцию автомобилей КАМАЗ, с творческой сметкой подходя к решению любой производственной задачи, Валерий Мирный по ходу работы вносит целый ряд новаторских предложений по изготовлению кабины, платформы, различных кронштейнов, которые реализуются в спортивных грузовиках. Весь накопленный творческий и производственный багаж он берет с собой на различные международные ралли, и в первую очередь супермарафон «Париж-Дакар», как механик группы технического сопровождения. Днем - несколькосоткилометовый переезд с бивуака на бивуак с кратким сном прямо на сиденье механика в кабине грузовика-технички, ночи напролет-изнурительная работа по профилактике и ремонту гоночных грузовиков. В-общем, ни сна, ни покоя. Такова доля механика. Но именно это звено и яркий его представитель Валерий Мирный на многодневном изнурительном дакаровском автомарафоне закладывает основы ее успехов на трассе. От того, насколько подготовлены автомобили к продолжению гонки после каждого этапа зависит в конечном счете успех коллектива. На ралли «Лиссабон-Дакар 2006» трем гоночным КАМАЗам противостояла беспрецедентная по численности и подготовке - семь десятков - армада гоночных грузовиков самых известных мировых марок: 21 МАН, 20 МЕРСЕДЕСов, 9 РЕНО, 5 ИВЕКО, 4 ТАТРы. Но никто из них не сумел укротить настрой на победу команды «КАМАЗ-мастер, замешанный на мастерстве и мужестве гонщиков, надежности ее техники, которая обеспечивается такими механиками как Валерий Мирный. Команды, сумевшей одержать седьмую победу на «Дакаре», поставив тем самым рекорд, которого не добивалась ни одна команда за всю 28-летнюю историю легендарного автомарафона.

Родился 17 апреля 1957 г. Участник, призер и победитель в составе команды «КАМАЗ-мастер» этапов чемпионата России, этапов розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли, автомарафонов «Париж-Дакар». Награды:1981 - Благодарственное письмо ОАО "КАМАЗ"1988 - Почетная грамота ОАО «КАМАЗ»2005 - медаль "В память1000-летия Казани"2007 - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени» 2007 - Почетная грамота ОАО «КАМАЗ»2008 - Почетная грамота Мэра города Набережные Челны2011 - звание «Заслуженный машиностроитель РТ»2013 - звание "Заслуженный работник КАМАЗа" На «КАМАЗе» работает с 1978 года. Начинал приобщаться к спортивной технике на участке по изготовлению багги, чтобы потом, с накопленным багажом — опытом и профессиональными знаниями слесаря-универсала — пополнить ряды команды «КАМАЗ-мастер». А попасть в этот спортивный коллектив уже тогда, во второй половине девяностых было уже непросто. Жесткие требования, которые включали помимо отточенных профессиональных знаний и навыков физическую выносливость, психологическую устойчивость к работе в экстремальных ситуациях ралли, психологическую совместимость с коллективом, умение работать в единой команде и подчинять ей свои интересы — через эти требования как сквозь сито просеивались все претенденты на вакантные места в команде. Иначе нельзя: малейшая слабинка, допущенная во время многодневного автомарафона хотя бы одним человеком может махом перечеркнуть усилия всего коллектива. Через подобный жесткий отбор прошел и Ахмет Акбердин. Но работать в производственном цехе, где собираются гоночные грузовики одно, а получить «путевку» на гонку — дело еще более сложное. И этот экзамен Ахмет Акбердин выдержал. Все самые выдающиеся победы команды над грандами мирового автомобилестроения на «Дакаре» он с полным правом разделяет с группой механиков технического сопровождения, которая обеспечивала эти победы. Все механики, обслуживающие гоночные грузовики на ралли, профессионалы — универсалы, владеющие множеством рабочих профессий. Каждый из них в экстремальных раллийных условиях работает «за четверых», выполняя ремонт любой сложности. Таков и Ахмет Акбердин, скромный и тихий в быту, но неуемный в главном деле своей жизни — быть механиком команды «КАМАЗ-мастер». Все три гоночных грузовика КАМАЗ, в какие бы дорожные передряги не попадали во время гонки, какие бы не получали «раны» были восстановлены и дошли до победного финиша ралли «Лиссабон-Дакар 2006». Во многом, благодаря «золотым» рукам механика Ахмета Акбердина.

Родился 11 февраля 1962 г. Мастер спорта международного класса. Награды: 1996 - орден Дружбы1997 - звание «Заслуженный работник КАМАЗА»2000 - Почетная грамота РТ 2005 - медаль «В память 1000-летия Казани»2007 - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени»2008 - звание «Почетный гражданин города Набережные Челны»2008 - знак отличия «За заслуги перед городом Набережные Челны»2011 - звание «Заслуженный работник транспорта РТ»2011 - Благодарственное письмо Президента РТ, 20112012 - Почетная грамота мэра 2012 - Почетная грамота ОАО "КАМАЗ"2013 - медаль «За доблестный труд» Участник, призер и победитель в составе команды «КАМАЗ-мастер» этапов чемпионата России, этапов розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли, автомарафонов «Париж-Дакар». Работая с 1979 года в Научно-техническом центре Камского автозавода водителем-испытателем экспериментальной техники, Наиль Багаветдинов принимал участие в испытаниях автомобилей КАМАЗ в условиях полигона и разных климатических зон. Его мастерство водителя, знание автомобиля помогли значительно повысить надежность такой важной системы как подкачка колес полноприводных грузовиков. С его участием также проведена работа по модернизации шарнира равных угловых скоростей, в результате которой увеличился срок эксплуатации передних мостов автомобиля КАМАЗ-4310. С 1992 года Наиль Багаветдинов работает в команде «КАМАЗ-мастер», занимается самым ответственным в ту пору делом — изготовлением и испытаниями автомобилей КАМАЗ-49251, 49252, 49256, 4911, 4326, предназначенных для участия в международных ралли. В процессе испытания выявляются конструкторские недоработки и неисправности. Багаветдинов Н. вместе со своими коллегами по команде, проявляя конструкторские и слесарные способности, доводит новый автомобиль до совершенства. В 1996 году экипаж Виктора Московских с механиком Наилем Багаветдиновым впервые в истории отечественного автомобильного спорта становится победителем супермарафона «Париж-Дакар 1996». На протяжении многих лет Багаветдинов выезжал в составе спортивного экипажа. он многократный победитель и призер этапов Кубка Мира, Чемпионатов России. За спортивные достижения Багаветдинову Н.М. присвоено звание «Мастер спорта международного класса». Без участия Наиля Багаветдинова не проходит ни одна зарубежная гонка команды «КАМАЗ-мастер». Богатый опыт, мастерство, незаменимые навыки ремонта и обслуживания автомобилей в экстремальных условиях ралли определили основное амплуа Наиля Багаветдинова, как одного из ведущих механиков группы технического сопровождения, на которую падает вся тяжесть поддержания боеготовности гоночных грузовиков во время проведения дакаровского ралли. Это люди особой закалки и особой человеческой пробы. Физическая выносливость, за привычными рамками, психологическая устойчивость, способность работать по многу часов кряду без сна и отдыха, решать многочисленные технические головоломки, возникающие по ходу гонки и находить выход в любой ситуации — это лишь часть качеств, присущих механикам команды «КАМАЗ-мастер», ярким носителем которых служит сегодня Наиль Багаветдинов. У него учатся, на него равняются сегодня молодые механики команды, которые проходят свою первую проверку на раллийных трассах, и кому завтра придется нести эстафету славных дел команды дальше.

Родился 5 января 1958 г. Участник, призер и победитель в составе команды «КАМАЗ-мастер» этапов чемпионата России по ралли, этапов розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли, автомарафона «Дакар»,«Шелковый путь» НАГРАДЫ: 1986 - медаль "За трудовую доблесть" 2000 - Почетная грамота РТ 2005 - медаль "В память 1000-летия Казани" 2007 - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 2 степени" 2007 - Почетная грамота ОАО "КАМАЗ" 2008 - Почетная грамота ОАО "КАМАЗ" 2008 - знак отличия За заслуги перед городом 2011 - Благодарственное письмо Президента РТ2013 - медаль "За доблестный труд"2014 - медаль "Ветеран команды"2014 - Почетная грамота ОАО "КАМАЗ" Начал работать водителем-испытателем в управлении главного конструктора «КАМАЗа» в 1978 году. Зарекомендовал себя технически грамотным специалистом и инициативным работником. В качестве водителя-испытателя принимал участие в испытаниях камских грузовиков в разных дорожных и климатических условиях на полигоне, горах и пустынях Средней Азии. Внес несомненный вклад в разработку, совершенствование конструкции, изготовление и испытания автомобилей КАМАЗ-49251, КАМАЗ-49252, а также всех последующих моделей гоночных грузовиков, на которых команда «КАМАЗ-мастер» одержала беспрецедентные победы в международных ралли. Послужной список Бигашева на гонках в команде «КАМАЗ-мастер» краток и лаконичен — механик боевого экипажа, механик группы технического сопровождения, пилот автомобиля технической помощи. Именно на таких специалистах держится сегодня команда. В 2001 году механик боевого экипажа Бигашев при аварии автомобиля получает тяжелейшую травму позвоночника и долгие месяцы проходит специальный курс лечения. Проходит, чтобы вновь вернуться в строй, зная как ценны для команды его опыт и профессиональные знания. Сегодня ему доверено крайне важное и ответственное дело — пилотировать автомобиль технического сопровождения, с механиками и запасными частями. Любой сбой в его работе — непредвиденная поломка, несвоевременное прибытие на бивуак для проведения ночных профилактических и ремонтных работ ставят под угрозу выход на старт гоночных грузовиков, а по-крупному могут зачеркнуть весь многомесячный труд спортивного коллектива по подготовке к автомарафону. На ралли — «Лиссабон-Дакар 2006», Фоат Бигашев сработал четко и безукоризненно. Пилотируемая им техничка, несмотря на сложные дорожные условия, а каждый день приходилось преодолевать по 500-1000 км бездорожья, чрезвычайные обстоятельства, ни разу за 15 дней гонки не подвела свою команду, внеся несомненный вклад в ее седьмую дакаровскую победу.

Участник, призер и победитель в составе команды «КАМАЗ-мастер» этапов чемпионата России, этапов розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли, автомарафонов «Париж-Дакар». НАГРАДЫ 1991 - орден Дружбы народов 1996 - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 2 степени" 1999 - Почетная грамота Мэра 2000 - звание "Заслуженный Камазовец" 2000 - Почетная грамота РТ 2001 - Благодарность ОАО "КАМАЗ" 2005 - медаль "В память 1000-летия Казани" 2007 - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 1 степени" 2008 - знак отличия "За заслуги перед городом" 2011 - звание "Заслуженный машиностроитель РТ" Работает в команде «КАМАЗ-мастер» с первых дней ее образования. Главное дело всей трудовой жизни - двигатели. Занимается подготовкой высокофорсированных двигателей для участия автомобилей «КАМАЗ» в международных спортивных соревнованиях. В результате внес большой вклад в развитие нового семейства двигателей с улучшенными мощностями и экономическими показателями. В первую очередь в систему питания топливом, смазки и охлаждения воздуха. В результате проведенной работы двигатели, установленные на спортивные автомобили, обеспечили необходимые качества первых гоночных автомобилей «КАМАЗ», позволяющие соперничать с автомобилями-конкурентами. При его непосредственном участии были изготовлены и испытаны в условиях ралли 2 поколения новых двигателей, что обеспечило их скорейшее внедрение в серийное производство. В последующие годы занимается адаптацией в конструкцию гоночных грузовиков КАМАЗ двигателей ЯМЗ, доводкой их до соответствующих характеристик, необходимых для эффективной эксплуатации автомобилей в экстремальных условиях многодневных и изнурительных автомарафонов. Михаил Мясоедов как главный специалист по двигателям, обеспечивает не только их подготовку к соревнованиям, но и, что чрезвычайно важно, занимается техобслуживанием и ремонтом двигателей во время ралли. На трассе супермарафона «Лиссабон-Дакар 2006» протяженностью более 10 000 км, где борьба между главными соперниками шла буквально за каждую минуту и секунду, надежность автомобиля вкупе с мастерством экипажа играла решающую роль. Терял драгоценное время и проиграл, как правило, тот, чья техника сломалась по причине аварии или чрезвычайных перегрузок. Статистика выхода из строя отдельных узлов и деталей гоночных грузовиков КАМАЗ красноречива: на ралли «Лиссабон-Дакар 2006», как и на предыдущих, не было зафиксировано ни единого случая выхода из строя двигателя по вине М. Мясоедова. Что может быть красноречивее этого факта, за которым стоят колоссальное напряжение, опыт, ответственность, недюжинная работоспособность и всеотдача главного двигателиста команды Михаила Мясоедова. И что может быть более объективным в оценке его вклада и в очередную победу команды на ралли «Лиссабон-Дакар 2006», и в общие итоги ее спортивной деятельности, не имеющие отечественных и международных аналогов.

«Золотой бедуин» едет в Россию. Экипаж «КАМАЗ-Мастер» под управлением Эдуарда Николаева снова стал победителем престижной автогонки «Дакар» в зачете грузовиков. Николаев лидировал на протяжении почти всего ралли, а перед последним этапом опережал ближайшего преследователя почти на четыре часа. Впрочем, как позже признался уже трехкратный чемпион, нынешняя победа далась ему непросто.

Игра на скорости и нервах длиной в девять тысяч километров сквозь перуанские дюны, боливийское высокогорье, аргентинское бездорожье. Но главный приз, «Золотой бедуин» в классе грузовиков - снова у российских гонщиков. Второе же место в этом году «КАМАЗ-Мастер» уступил Белоруссии. У наших - «бронза».

«Я очень счастлив! Я счастлив за команду, я счастлив за нашу страну, за Россию, мы первые! Я желаю всем российским спортсменам в этом году… Мы открыли спортивный сезон, этот победный дух, запал желаю им нести весь сезон, на всех соревнованиях, по всей планете. Россия должна быть первой!» – говорит руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин.

«Даже немного не верится. Здесь все – и усталость, и счастье. Знаем, что нас с нетерпением ждут наши болельщики, родные и семья дома», – говорит победитель ралли-марафона «Дакар-2018» Эдуард Николаев.

Среди тяжелых моторов экипаж Эдуарда Николаева был одним из главных претендентов на победу. Но «Дакар», как и всегда, непредсказуем. Уже на одном из первых этапов машина лидера «КАМАЗА» Николаева перевернулась, застряла в песках. Но тогда на помощь неожиданно пришел экипаж из Чехии.

Позже Николаев скажет про эту победу - она была одной из самых тяжелых в его карьере. На последних этапах разрыв со вторым местом был, лишь вдумайтесь, всего секунда! Но ближе к финишу стало понятно, что добавляло нашему главному сопернику, аргентинцу Федерико Вилагра, скорости. Часть маршрута он ехал с полупустым баком, а значит, быстрее. Вот экипаж заправляется там, где это запрещено правилами. Свидетелям, снимающим все на мобильные телефоны, здесь явно не рады. Но еще до решения судей по этому некрасивому эпизоду Вилагра выбыл из борьбы за медали. Вышла из строя коробка передач.

Пожалуй, этот «Дакар» запомнится еще и тем, что один за одним с дистанции сходили опытные гонщики. На одном из этапов для внедорожников чемпион 2004 года испанец Нани Рома попал в аварию – получил травму головы. Француз Себастьян Леб, девятикратный чемпион мира по классическому ралли, снялся с дистанции, после того как был травмирован его штурман.

Сергей Карякин в прошлом году стал первым россиянином, выигравшим «Дакар» в классе квадроциклов за без малого 40 лет существования гонки. Но в этот раз он был вынужден рисковать – нагонял отставание из-за сбоя техники.

«При прохождении трассы я сломал руку! Извините, что не смог порадовать вас, друзья, на финише в Аргентине, обидно до слез!» – написал в соцсети Сергей Карякин.

Юбилейный сороковой «Дакар» войдет в историю еще и как гонка с рекордным выбыванием участников во всех категориях. Только в классе грузовиков, стартовавших в Перу, до финиша в Аргентине удалось добраться лишь половине. А в коллекции «КАМАЗ-Мастер» этот трофей высшей пробы в престижной гонке стал пятнадцатым. В команде поддержки шутят: для награды это, пожалуй, достаточный срок, чтобы получить постоянный вид на жительство в России.